Организация и методика библиотечно-информационных исследований

Метод – (путь, способ исследования) – это система правил и приемов подхода к изучению явлений и предметов БД, способ достижения научной цели, решения научной задачи, определенный образ действий, направленный на получение соответствующих результатов в познании или практике, это прием теоретического исследования какой-либо проблемы.

Научная методика бв – это совокупность методов исследования, используемых для изучения стоящих перед данной наукой проблем

По области применения: общенаучные и частно научные

Некоторые дополнительно выделяют еще специальные библиотековедческие.

По изучаемому аспекту: качественные, количественные, качественно-количественные. Один и тот же метод в зависимости от способа и целей его применения может выступать по разному.

Общенаучные.-методы, которые применяются практически во всех научных дисциплинах.

Анализ – изучаемый прием мысленно или практически расчленяется на элементы, каждый из которых затем исследуется отдельно, что бы потом соединить с помощью доугого логического приема. (мысленный анализ, математический анализ,

Терминологический анализ - Цель метода терминологического анализа – помочь разработать концептуальный аппарат исследования. При методе оперционализации понятий сопоставляют анализируемые понятия с фактами, явлениями или событиями, отражением которых они являются.

Абстрагирование – мысленное выделение интересующих признаков и отвлечение от других.

Формализация – метод исследования объектов через формальные системы, результат выражается в точных понятиях и утверждениях. Сравнение – устанавливается сходство изучаемого предмета с родственным или его отличия. Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие действительности. (используются почти все известные варианты наблюдения)

Эксперимент – в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

Моделирование- познание объектов на их моделях, на условных образах, схемах.

Прогнозирование. Структурно-функциональный метод – системное исследование явлений и процессов как структурно расчлененной целостности, в которой каждый элемент имеет функциональное значение.

Классификация – распределение предметов на взаимосвязанный классы

Цитирование – метод наукометрических исследований, направленный на формирование оценки научной деятельности. Библиографический – использование или создание библиографических источников в процессе научного исследования.

Социологические:

Опрос – сбор первичной информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых.

Контент-анализ – анализ содержания

Эмпатия – перенесение – мысленное отждествление качеств одного человека с характером и опытом другого. Тестирование – этот метод изучения способности личности или группы лиц решать проблемы или выполнять задания в контролируемых условиях. Количественные:

Статистические таблицы, Методы индексов и рядов динамики, Библиотечные анализ читательских (позволяет выяснить, что брали читатели в данной б-ке за определенное время, но не факт что все это прочитано и усвоено) и книжных (показывает обращаемость книг за промежуток времени) формуляров, анализ материалов справочно-библиографической работы (журнал учета библиографических запросов, справок – позволяет определить потребности в литературе, интересы и цели получения справок. Особенно важны сведения о невыполненных справках и отказах на книги – отсутствия их. Организация исследований

Формирование и удовлетворение читательских потребностей реализуется в процессе использования библиотечного фонда, достигается его соответствие читательскому спросу. Поэтому изучение специфики использования библиотечных фондов так важно. Актуальна также работа по обоснованию формирования, структуры, содержания круга чтения читателей разного типа. Требуется дифференцированный подход к руководству чтением. Поэтому разрабатываются критерии типологии читателей, методы выделения читательских групп, методики руководства чтением применительно к разным группам читателей, к типам литературы. Одним из направлений библиотековедческих исследований является изучение теории и практики зарубежного библиотечного дела и использование их опыта в России. Большое значение также имеют исследования истории библ. Дела – они направлены на выявление всего полезного, что может быть использовано в будущем и на анализ и предотвращение допущенных в прошлом ошибок. Особое внимание также следует обращать на объединение научных сил библиотек разных ведомств. Целесообразно объединить коллективы, работающие над смежными темами. Дальнейшее повышение эффективности библ. Дела требует ускорения внедрения достижений научно-технического прогресса. Российская государственная библиотека (бывш. Им. Ленина) является головным методическим и как самостоятельно, так и совместно с другими научно-методическими центрами проводит научные исследования в области библиотечного дела, теории библиографии, книговедения и руководит общесоюзными исследованиями.

Методика:

1. Выявление и формулирование научной проблемы

2. Разработка и утверждение технического задания

3. Разработка программы научного исследования

4. Оформление результатов

5. Внедрение результатов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: