Стемная теория лидерства

Лидерство – процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – субъект управления этим процессом. Лидерство – это функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, структуру личности лидера все равно нужно учитывать. Рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например длительность ее существования.

Поскольку, лидер – это функция группы, могут одновременно существовать лидеры двух типов:

инструментальный лидер (нацелен на задачу, обеспечивает группе успех и достижение),

эмоциальный лидер (интегрирует межличнотсные отношения, обеспечивает равенство и приятную атмосферу).

Но это скорее не лидеры, а руководители.

«Вероятностная модель эффективности руководста» Ф. Фидлера

Есть руководитель, ориентированный на задачу и руководитель, ориентированный на межличнсотные отношения.

С помощью разных методик выявляется к какому типу относится руководитель.

Выявляется отношение к наимнее предпочитаемому содрунику – НПС (деловой руководитель видит в нем только отрицательные черты, эмоциональный руководитель – и отрицательные, и положительные).

Выявляется уровень социального контроля – СК (степень владения ситуацией, связанной с решением групповой задачи).

Строится вероятностная модель, по которой можно выявить эффективного куоводителя в группах разного типа. При высоком и низком СК более эффективен деловой руководитель, при среднем СК – эмоциональный руководитель.

На основании этой модели строится тренинг лидерского соответствия.

Концепция ценностного обмена Р.Л. Кричевского

Концепция ценностного обмена как механизма выдвижения лидера.

Сама по себе идея ценностного обмена во взаимодействии людей и ранее разрабатывалась в социальной психологии (Дж. Хоманс, Д. Тибо, К. Келли и др.).

Здесь идея ценностного обмена использована при объяснении феномена лидерства: ценностные характеристики членов группы (значимые свойства личности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т.е. являющиеся для группы ценностями. Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, который как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: