Тема 5. Административное право Республики Казахстан

1.Место административного права в системе права Республики Казахстан.

2. Предмет и метод административного права.

3. Источники административного права.

4. Понятие административно-правовых норм и их особенности.

1. Вопрос. Место административного права в системе права Республики Казахстан. Административное право, наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом, относится к наиболее фундаментальным отраслям права. Административное право это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере государственного управления. Так термин администрация с латинского языка переводится как управление. Управление это целенаправленное согласование деятельности двух или более людей, их ассоциаций (обществ, объединений), которое осуществляется ради получения конкретного результата. Оно объективно присутствует в любом человеческом обществе. Управление имело место в первобытнообщинном рабовладельческом, феодальном обществе.

2. Вопрос. Предмет и метод административного права Предметом регулирования административного права являются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. Существуют виды управляемых систем: 1) Механические – управляемые машины, технологические процессы и т.п. 2) Биологические – управляемые процессы в живых организмах. 3) Социальные – управление поведением людей и коллективов.

Социальное управление состоит из двух подвидов 1) государственное управление (управление делами государства), 2) общественное управление (управление делами общественных объединений).

Следует отметить что, административное право не может существовать самостоятельно так как, очень тесно связано с другими отраслями права.

1. Административное право и конституционное право. Между этими отраслями наблюдается наиболее тесная связь и часто даже невозможно установить разную грань между их нормами. Но различия между этими отраслями имеются. Административное право берет у конституционного права исходные начала, прямо или косвенно относящиеся к государственному управлению, детализирует и дополняет их, определяет механизм реализации тех или иных норм. Так, ст. 13 Конституции РК закрепляет право жалобы на незаконные действия государственных и общественных органов и должностных лиц. Нормы же административного права призваны детально определить, подведомственность различных жалоб, сроки и другие стороны процедуры и рассмотрения.

2. Административное право и гражданское право. Во взаимоотношении этих двух равных отраслей наблюдается тесная связь, определяемая тем, что нередко у них имеется общий предмет правового регулирования. Гражданское право регулирует имущественные отношения, стороны в которых равноправны. Административное право – имущественные отношения, где стороны неравноправны: одной из сторон имущественных отношений, регулируемых административным правом, всегда является соответствующий орган государственного управления. Имущественные отношения возникают иногда прямо из актов государственного управления. Пример тому производство конфискации и реквизиция предметов, наложение и взыскание штрафов.

Административное право имеет точки соприкосновения и с уголовным правом, так как включает в себя многочисленные общеобязательные правила (дорожного движения, паспортной системы, санитарные, противопожарные и т.д.). В случаях, предусмотренных уголовным законодательством, нарушения этих правил может повлечь уголовную ответственность.

3. Вопрос. Источники административного права. Это внешнее выражение административно – правовых норм – это и есть источники административного права. Наиболее важными из них являются Конституция Республики Казахстан от 1995 (с изменениями и дополнениями от 21,05,2007) г. Кодекс об административных правонарушениях РК. А.,. Закон «О государственной службе»., указы президента, постановления правительства, нормативные акты.

4. Вопрос. Административно-правовых норм и их особенности. Нормыустанавливаются государством. Это не просто определенные правила поведения, призванные направлять поступки, действия людей в соответствии с заложенной в каждой норме моделью должного поведения, а властные предписания. Административно – правовые нормы определяют тот или иной вариант должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняющих тот или иной образом затрагивающих тот иной объем его функций, либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы. Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совершать необходимо (предписания). В этом и выражается по существу управляющее воздействие на поведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: