Операторы ввода и вывода

Операторы ввода и вывода служат для организации обмена информацией между внешними устройствами (дисплей, клавиатура, принтер) и памятью ЭВМ.

Оператор ввода имеет следующие форматы:

1. READ (a1, a2,.., ak), где a1, a2,.., ak – список вводимых параметров. Здесь, каждое вводимое значение присваивается последовательно данным переменным.

2. READLN (a1, a2,.., ak) – каждое вводимое значение присваивается последовательно переменным a1, a2,.., ak, после чего происходит переход на новую строку.

3. READLN – обеспечивает пропуск одной строки и переход к началу новой строки.

Примечание. Ввод переменных логического типа недопустим. Числовые значения задаются после запуска программы через пробел (или ввод).

Например, ввести данные A=5, B=1.7, C = ‘L’.

READ (A, B, C);

5_1.7_L /после запуска программы на выполнение/


Оператор вывода имеет следующие форматы:

1. WRITE (b1, b2,.., bk), где b1, b2,.., bk – список переменных подлежащих выводу. Выводимые значения размещаются в одной строке.

2. WRITELN (b1, b2,.., bk) – осуществляется вывод значений b1, b2,.., bk и после вывода последнего значения осуществляется переход на новую строку.

3. WRITELN – обеспечивает пропуск строки в файле и переход к новой строке.

Примечание. В качестве выводимых параметров могут быть целые, вещественные, символьные и логические переменные и константы.

Пример 1.1. Вычислить значение выражения по формуле.

Рекомендуется числитель и знаменатель вычислить как отдельные выражения:

A:= exp (abs(x-z)) + sqr (sin (sqr(z)*z));

B:= sin (x) / cos (x) – sqrt (abs(cos (sqr(x))-exp(z)));

Y:= A/B;

 
 

Задача 1.1. Рассмотрим разработку алгоритма и программы вычисления площади треугольника по формуле Герона.

Блок-схема алгоритма


Листинг программы

PROGRAM TREUG;

USES CRT; {РАЗДЕЛ ПОДКЛЮЧЕНИЯ БИБЛИОТЕКИ CRT}

VAR A, B, C, P, S: REAL;

BEGIN

CLRSCR;

WRITELN (‘Введите стороны треугольника’);

READLN (A, B, C);

P:= (A+B+C)/2;

S:= SQRT(P*(P-A)*(P-B)*(P-C));

WRITELN (‘Площадь треугольника равна - ’, S);

READLN; {ОСТАНОВ ПРОГРАММЫ}

END.

Задача 1.2. Ввести с клавиатуры четырёхзначное число и найти произведение цифр этого числа.

Листинг программы

PROGRAM PRIMER1;

USES CRT;

VAR A, A1, A2, A3, A4, A5, A6, A7: INTEGER;

BEGIN

WRITELN (‘Введите целое 4-хзначное число’);

READLN (A); // 4375

A1:= A MOD 10; // 5

WRITELN (A1);

A2:= A DIV 10; // 437

A3:= A2 MOD 10; // 7

WRITELN (A3);

A4:= A2 DIV 10; // 43

A5:= A4 MOD 10; // 3

WRITELN (A5);

A6:= A DIV 1000; // 4

WRITELN (A6);

A7:= A1 * A3* A5*A6; // 420

WRITELN (A1, ‘*’, A3, ‘*’, A5, ‘*’, A6, ‘=’, A7);

WRITELN;

END.

Вопросы для самопроверки

1. Какие известны объекты алгоритмов?

2. Какова структура программы на языке Паскаль?

3. Дайте определение раздела Var?

4. Зачем используется раздел Type?

5. Что описывают в разделе Cons?.

6. Где располагают раздел Procedure, Function?

7. Каков диапазон значений целого типа?

8. Каков объём памяти требуется для данных вещественного типа?

9. Как описываются данные символьного типа?

10. Для чего используют данные логического типа?

11. Объясните принцип работы оператора присваивания?

12. Каков формат оператора ввода?

  1. Каков формат оператора вывода?
  2. Дайте определение идентификатора?
  3. Что такое служебные слова? Привести пример.
  4. Где подключают стандартные функции библиотеки Турбо Паскаля? Привести пример.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: