Определение величины WACC для целей не публичных компаний (ООО, ЗАО и т.п.)

Нам не известны источники, раскрывающие данную тему достаточно полно. Лишь на интернет-форумах находим ссылки на известные подходы «постулирующие», что:

1. практически не существует бесплатных источников финансирования;

2. реинвестируемая прибыль имеет не явно выраженную, а предполагаемую или альтернативную стоимость, а значит цена данного источника капитала, равна требуемой собственниками норме доходности.(21,24,26).

Мы лишь отчасти согласны с данной точкой зрения. Считаем, что применение модели альтернативной стоимости в модели расчета WACC искажает смысл данного показателя, как характеристики величины расходов на привлечение и использование капитала. Средневзвешенная цена капитала и средне взвешенная величина доходности капитала, обеспечивающая желания (требования) инвесторов-собственников суть различные финансовые характеристики. Свои дальнейшие рассуждения мы посвятим исследованию расходов формирующих капитал непубличных компаний и, прежде всего, расходам собственного капитала, тем или иным образом связанных с образованием цены этого капитала.

Прежде всего, констатируем тот факт, что собственный капитал неоднороден по своей структуре с точки зрения необходимости расходов на его привлечение и влияния этих расходов на потенциал роста компании и, ее стоимость. С этих позиций структура собственного капитала компании представлена в нижеследующей таблице №4.

Таблица № 4. Классификация собственного капитала компании по влиянию на потенциал роста и стоимость компании

Вид собственного капитала Характеристика капитала Характеристика цены капитала Примечание
       
Капитал, непосредственно влияющий на рост и стоимость компании. Вклады учредителей и спонсоров. При эффективном управлении повышают стоимость компании и потенциал ее роста. Организационные расходы. Расходы, связанные с привлечением средств спонсоров. Выплаты и изъятия инвесторами (собственниками) собственного капитала в личную собственность. Цена капитала зависит от: · требований собственников относительно изъятия собственного капитала фирмы в личную собственность (дивидендная политика): · экономичности мероприятий по привлечению спонсоров.
Реинвестированная собственный капитал (в т.ч. прибыль). Не требует расходов на привлечение. В ходе использования возможны потери капитала компании в виде уплачиваемых из прибыли налогов, штрафов, пени и неустоек. Цена капитала зависит от: · величины уплачиваемых из прибыли налогов, штрафов, пени и неустоек; · величины потерь от брака и порчи имущества (политика качества)
Капитал, косвенно влияющий на рост компании и ее стоимость. Часть собственного капитала компании направляемая на, урегулирование отношений со стейкхолдерами. Премии и бонусы в рамках агентских отношений, расходы на социально-культурные и экологические мероприятия и иные платежи, осуществляемые из балансовой прибыли. Цена капитала зависит от политики в сфере агентских отношений и определяется величиной расходов из прибыли: · на повышение квалификации персонала; · на инвестиции в социально культурные и экологические проекты; · на взаимоотношения с органами государственной власти · и т.п.
Капитал, обеспечивающий финансовую устойчивость компании. Резервы и страховые фонды, формируемые за счет балансовой прибыли компании. Использование средств резервов и страховых фондов. Сохраненную часть резервов и фондов следует учесть при анализе рентабельности активов и собственного капитала компании. Цена капитала зависит от: величина резервов и страховых фондов (политика управления предпринимательскими рисками фирмы).
Неиспользуемая часть собственного капитала. Не требует расходов на привлечение. Цена капитала равна нулю. Наличие такого капитала свидетельствует о не эффективной работе менеджмента фирмы. Упущенную выгоду, возникающую в этом случае, следует учитывать при анализе рентабельности активов и собственного капитала

Приведем пример расчета WACC для целей непубличных компаний, воспользовавшись некоторыми данными из таблицы № 1.

Таблица № 5. Расчет WACC для целей публичной компании

Расчет показывает, что для обеспечения сохранения темпов роста и стоимости компании, ее финансовой устойчивости менеджменту компании необходимо обеспечить экономическую рентабельность активов на уровне 53,208%.

По нашему мнению, предлагаемая методика позволяет более точно ориентировать финансовый менеджмент компании на достижение финансовых целей компании, чем только анализ рентабельности. Она более точно учитывает необходимость обеспечения полезных, для компании взаимоотношений компании со стейкхолдерами. Связывает управление ценой капитала с управлением предпринимательскими рисками.

24. Классификация инвестиционных проектов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: