Вступительное слово

Переживание кризисной ситуации как форма критической реакции на различные негативные жизненные моменты (горе, смерть, болезнь, нарушение привычного жизненного уклада, война и т.п.) одно из самых таинственных проявлений душевной жизни человека как во взрослом возрасте, так и в детстве. Горевание - процесс переживания кризисных острых ситуаций, термин официально принятый в современной социальной психологии и принятый для обозначений резко негативно окрашенной аффективной реакции личности на ситуации: расставания, переезда и разрушения привычных жизненных связей, смерти, утраты значимых объектов жизни (Ф.Василюк).

Каким чудесным образом человеку, опустошенному утратой, удастся возродиться и наполнить свой мир смыслом? Как страдание детской души переплавляется в мудрость взрослой жизни? Все это – не риторические вопросы для восхищения силой человеческого духа, а насущные проблемы, знать конкретные решения которых нужно хотя бы потому, что всем нам рано или поздно приходится, по профессиональному ли долгу или по долгу человеческому, утешать и поддерживать горюющих людей - наших воспитанников: дошколят, школьников, взрослеющих собственных детей.

Может ли психология помочь в поиске этих ответов? В отечественной психологии нет ни одной оригинальной работы по переживанию и психотерапии горя.

Что касается западных исследований, то в сотнях трудов описываются мельчайшие подробности разветвленного дерева этой темы – горе патологическое и "хорошее", "отложенное" и "предвосхищающее", техника профессиональной психотерапии и взаимопомощь пожилых вдовцов, синдром горя от внезапной смерти младенцев и влияние видеозаписей о смерти на детей, переживающих горе, и т. д., и т. д.

(Слайд 2)

Однако когда за всем этим многообразием деталей пытаешься разглядеть объяснение общего смысла и направления процессов горя, то почти всюду проступают знакомые черты схемы З. Фрейда, данной еще в "Печали и меланхолии" (См.: Фрейд З. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. М, 1984. С. 203-211).

(Слайд 3)

И в детстве и во взрослом возрасте "Работа печали" состоит в том, чтобы оторвать психическую энергию от любимого, но теперь утраченного объекта. До конца этой работы "объект продолжает существовать психически", а по ее завершении "я" становится свободным от привязанности и может направлять высвободившуюся энергию на другие объекты. "С глаз долой – из сердца вон" – таково, следуя логике схемы, было бы идеальное горе по Фрейду. Теория Фрейда объясняет, как люди забывают ушедших людей и потерянные значимые объекты жизни, но она даже не ставит вопроса о том, как они их помнят и как на этой основе строят свою новую жизнь. Можно сказать, что это теория забвения. Она не позволяет понять как горюющий за чем-то или за кем-то человек выздоравливает, каковы возрастные законы переживания горя, какие условия определяют возможность возвращения ребенка, пережившего горе, к нормальной психологии детства.

Теория памятования и законы реабилитации психики после переживания острой горестной трагической ситуации будут сегодня предметом нашего разговора. Материал данной лекции адресуется всем педагогам и психологам, которым по долгу своей службы предстоит работать на поприще реабилитации детей и подростков познавших горечь утраты в том числе и в условиях военных действий на Донбассе в 2014 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: