Исходя из выше изложенного во Введении, основная цель состоит в попытке сменить парадигму " забвения" на парадигму " памятования " и в этой новой перспективе рассмотреть все ключевые феномены процесса переживания горя в младшем детском и подростковом, взрослом возрасте человека.
(Слайд 4)
В детском возрасте процесс переживания горя регламентируется общими возрастными психическими особенностями ребенка, ключевыми из которых следует считать:
ü Незрелость всех психических процессов, их морфологическую незавершенность, а, следовательно, функциональную неполноту;
ü Преобладание процессов возбуждения над торможением, лабильность и гибкость всех психических процессов;
ü Высокое значение факторов интеллектуализации и социального развития ребенка, незавершенность социальных матриц его отношения к себе, к другим и к миру предметных вещей и социальных явлений;
ü Наглядно-образный, преобладающий эмоциональный тип восприятия информации;
ü Алогичность, сновидность и эгоцентричность мышления по Ж.Пиаже;
ü Нестойкость эмоций, высокая скорость смены полярности переживаний при условии обнаружения более значимого раздражителя;
ü Неспособность в полной мере построить психическую защиту от переживаний в кризисной ситуации по типу вытеснения, рационализации или проекции, незрелость и малая эффективность детских копинг-стратегий поведения;
ü Ослабление когнитивного контроля, непосредственность и наивность реакций на стресс;
ü Нетипичность протекания невротических и стрессовых реакций.
(Слайд 5)
Поэтому, основные черты сходства переживания ситуации горевания ребенок обретает со взрослым только после 12-ти лет, когда черты интеллектуального развития становятся максимально подобны взрослому человеку: аналитичность, абстрактность, сознательность в отношении к себе, к собственным жизненным перспективам, способности к целеполаганию и к миру в целом.
Основные психологические возрастные новообразования, которые необходимо учитывать при переживании ребенком кризисной ситуации:
Ø до 2-х лет - отсутствие четких представлений, «допонятийный» уровень, закладка базовой ментальной матрицы сознания;
Ø до 3-х лет - восприятие удаления, отделения от значимого другого, первый страх физического разрушения, «доформирование» базовой ментальной матрицы сознания, с появлением речи возможна демонизация или идеализация ситуации и объекта переживания горя.
Ø До двух лет не понятно как ребенок переживает горе, так как в сознании не формируется осознанного и полностью содержально структурированного образа (константного) объекта. Мышление как инструмент обработки информации о внешнем мире отсутствует.
Ø До трехлетнего возраста ребенок воспринимает только отделение, удаление другого существа; позже появляется страх увечья, физического разрушения. Это возраст первых самостоятельных действий. В этот период ребенок может впервые увидеть, как автомобиль переехал четвероного друга или как кошка растерзала воробья. Именно в этом возрасте ребенок уже осознает целостность своего тела и способен представить, что нечто подобное может случиться и с ним самим. От двух до пяти лет дети обладают магическим мышлением, то есть они очень эгоцентричны и все происходящее могут связывать с собой.
Ø От 3-х до 5-ти - концептуализация горя, ребенок все происходящее связывает с собой, образуется первая концепция «Я-ушедший», (Потерянный объект), социализация концептуальных отношений.
Ø От 5-ти до 8-ми лет - осознанного восприятия в рамках сформированной концептуализации, построение перспективы дальнейшей жизни («… я был плохим, но стану хорошим и все будет хорошо..»), формирование комплекса вины, страха, обязательств, иждивенческой мотивации.
Ø После 8-ми лет реалистическое принятие смерти как биологического процесса.
Отдельной и очень тяжелой темой в психологии переживания детьми кризисных ситуаций является тема смерти как ситуация утраты кого-то из близких и значимых для ребенка людей. Смерть не является чем-то вечным для двух - пятилетнего малыша. В возрасте от 3 до 6 дети воспринимают смерть сродни сну или путешествию, из которого можно проснуться или вернуться. Постоянство смерти еще не осознается. Дети этого возраста осознают и объясняют мир, учитывая мнения и действия окружающих их взрослых. Ребенок не в состоянии понять значения слов «смерть», «всегда» или «никогда больше не вернется». Ребенок будет искать умершего человека, но, в конце концов, откажется от своих попыток и смирится; он будет реагировать на утрату, становясь надоедливым и раздражительным, или - в более тяжелых случаях - замыкаться в себе. Наилучшей помощью травмированному ребенку будет та, когда другой взрослый включится в его ситуацию и постепенно выстроит надежную эмоциональную связь с ребенком, таким образом, продолжая внезапно прервавшийся диалог. Этот новый контакт может стать впоследствии той прочной базой, благодаря которой ребенок будет в состоянии сам справиться с постигшим его несчастьем.
От пяти до восьми лет ребенок интеллектуально уже достаточно созрел, чтобы понять, что произошло. После пяти лет смерть обычно представляется в виде человека, страшного призрака, который приходит и забирает людей с собой. Смерть мыслится как вторжение извне.
В восемь лет ребенок горюет уже почти как взрослый. На девятом - десятом году жизни у ребенка формируется более или менее реалистичное понятие о смерти как о неминуемом биологическом процессе.
Дети узнают, что смерть - это страшно из реакции взрослых. Взрослые учат детей, что от смерти нужно отворачиваться и убегать.
Чаще всего в семье берегут детей и стариков от страшного известия. Обычно известие сообщают, когда видят, что человек эмоционально готов его принять и с ним справиться.
Если родитель не справляется со своими чувствами, ему страшно сказать о происшедшем ребенку, то он может сделать это с помощью психолога. В разные годы особенностями психологической помощи детям занимались отечественные и зарубежные ученые, в частности Леви Д., Ален Ф., Захаров А.И., Гарбузов В.И., Крипнер С., Р., Коржова Е.Ю., и др.
По мере продвижения ребенка к подростковому возрасту процесс переживания кризисной ситуации становится все больше похожим на процесс переживания во взрослом возрасте. Это обусловлено возрастающей функцией рефлексии, возможностями сознания и переходом к абстрактно-логическому, отвлеченному способу восприятия информации. В дальнейшем мы рассмотрим особенности протекания процесса переживания горя в детском и подростковом возрасте, сравним детские и взрослые особенности горевания, увидим, что процесс эмоционального реагирования на кризисную ситуацию - это процесс самовоссоздания самого себя в новых условиях, вследствие чего требуется умение построить новые цели и смыслы своей жизни, правильно расставить приоритеты.
Подростковая возрастная группа, уже похоже на способ мышления взрослых. Но часто период переходного возраста — нелегкое время для переживания горя. Психологические защитные механизмы ослаблены, подросток изучает себя «Кто я?» Ему необходимы ролевые модели поведения взрослого, чтобы найти себя или отказаться от чего-то в себе. Подростки могут регрессировать на более на более ранние представления о смерти, но обычно они заняты, как взрослые, поисками смысла смерти.
Реакции горя у подростков похожи на реакции взрослых и детей. Поскольку у подростков обычно наступает регресс при таком сильном стрессе как потеря, их реакции могут быть больше похожи на детские. Однако, есть специфические особенности горя подростков, влияющие на их реакции. Подростки в трауре могут заниматься переписыванием реальности смерти в грезах, отрицая или откладывая горе на потом.. Другим осложняющим фактором может быть борьба подростка между независимостью и зависимостью
Смерть может быть в чем-то угрозой для подростка, у которого может развиться страх отделения и независимости. Поскольку подростки часто стремятся быть более зрелыми или скрывают свои чувства лучше чем, дети, их чувства, связанные с потерей, могут быть похоронены заживо. Наконец, подростки уникальны в своем самосознании. Они могут быть больше заняты своим поведением или одеждой, чем самой потерей, совершеннейшее средство отрицания, вызывающее смущение или раздражение окружающих людей.
Потеря матери или отца в это время, возможно, бывает невыносимой. Некоторые подростки, с которыми мы встречались, инкапсулировали свое горе вместе, вели внешне бурную жизнь. Ночные шатания по городу, эксперименты с наркотиками, нарушения закона — все это также способы вытеснения горя. Часто у человека, переживающего утрату близкого, накапливается гнев, который, возможно, будет вреден как самому человеку, так и другим.
Суицидальные мысли, вероятно, являются примером саморазрушения, но они также, быть может, выражают желание субъекта вновь соединиться с умершим. Почти каждому, кто пережил ощутимую потерю близкого человека, приходят в голову мысли о самоубийстве. Достаточно было только однажды спросить об этом у детей из нашей группы, как мы нашли подтверждение этому предположению. Взрослые редко задают детям вопросы о самоубийстве, подобные вопросы - табу для многих из нас. Когда же мы осведомлялись, что именно более всего помогало преодолевать горе, некоторые дети и подростки отвечали, что по-настоящему давала им силу для продолжения жизни и борьбы с проблемами мысль и возможности прекращения своей собственной жизни.
Каковы же фазы детского горя?
Джон Боулби, известный психиатр и специалист по утрате и кризисным ситуациям у детей, описывает 3 фазы детского горя, сходные с 3 фазами переживания у взрослых. Наиболее рельефно горевание в ситуации отделения прослеживается на примере переживания смерти близкого человека. Рассмотрим этот процесс.
1 фаза - фаза протеста, когда ребенок отвергает и сопротивляется идее смерти или потери.
2 фаза - фаза дезорганизации, в течение которой ребенок постепенно осознает, что потерянный близкий никогда не вернется.
3 фаза для детей, как и для взрослых - фаза реорганизации, когда происходит процесс принятия потери и окончательное прощание. В это время дети вновь возвращаются к жизни, хотя все еще иногда расстраиваются при столкновении с чем-то, что им напоминает о горе. Дети горюют более короткое время, чем взрослые, если их горю не мешают и не препятствуют.
(Слайд 6)
Врач Джродж Е. Вильямс выделяет 5 фаз детского горя, которые соответствуют 5 стадиям горя по Кюблер-Росс.
Первая фаза горя - отрицание, иди изоляция, 2 фаза - гнев, причем в отличие от взрослых дети более открыто выражают гнев после утраты. Например, дети могут внезапно н неожиданно разгневаться на оставшегося в живых родителя или брата, или они могут открыто выразить враждебность умершему. 3 фаза - фаза сделки, когда дети пытаются изменить реальность, например, обещая «Я буду хорошим». 4 фаза - депрессия, когда гнев детей обращается на самих себя. Во время траура дети, как и взрослые могут переживать такие симптомы как ночные кошмары или другие нарушения сна, потеря веса, или аппетита, физические боли или недомогания. 5 фаза - разрешения, конечная фаза траура, наступает, когда ребенок окончательна принимает смерть.
Признаки регресса могут появиться в поведении горюющего ребенка. После потери у детей могут появляться поведенческие реакции, свойственные более раннему возрасту - энурез, сосание пальца, капризы, цепляние за взрослых. Такой регресс обычно явление временное. Опять же разрешение выражения предотвратит закрепление этих симптомов на длительное время.
Неуспешное горе у детей характеризуется явным отрицанием, болезненными размышлениями о потере через месяцы после случившегося события, личностными изменениями. Ребенок, который навязчиво занят фантазиями о воссоединении, или ребенок, который через месяцы отказывается принять, что любимый человек действительно умер, не смог успешно справиться с горем. Депрессию нужно воспринимать очень серьезно, когда дело касается детей. Симптомы депрессии у детей могут выражаться в отгороженности, апатии, эпизодических психосоматического характера желудочных или головных болях, ночных кошмарах, или отказе от друзей в результате агрессивности или ухода в себя.
Дети исцеляются намного быстрее, чем взрослые. Один открытый честный разговор с ребенком о смерти может часто помочь ему справиться со своим горем.
Выражение «Дети быстро забывают» можно часто услышать в семейных беседах. Фактически к этому высказыванию взрослые склонны прибегать, когда боятся встретиться с детьми, потерявшими близких, и поддержать их. Но в реальности детский опыт переживания горя практически, в точности повторяет переживание горя взрослыми. Однако, реакции детей проявляются иначе и часто отличаются от тех, которые ожидают от них взрослые. Поэтому, считая, что дети не переживают так сильно, как взрослые, мы часто исходим из нашего, взрослого, опыта. Мысль о том, что дети, потерявшие близких, испытывают точно такие же эмоциональные потрясения, как и мы, взрослые, приводит нас к беспомощности и неадекватности в отношениях с детьми и становится для нас тяжелой ношей.
Другой важный фактор, который, возможно, способствует неправильному представлению о детях, будто бы не обладающих опытом горя и эмоциональной болью, - это смешение, с одной стороны, переживания чувств и мыслей, и, с другой стороны, умения выразить их. Так как маленькие дети не в состоянии выразить свои чувства так, как это могут взрослые, мы думаем, что детям не свойственны такие же сильные чувства и мысли, какие характерны и для взрослых.
Дети, потерявшие кого-либо из родных, испытывают сильные и зачастую новые для себя чувства; детей пугает то, что они не могут объяснить своих реакций на переживание горя, поэтому они нуждаются во взрослых, чтобы последние помогли им разобраться в происходящем.
Весь мир становится ребенку чужим, когда он переживает сильное горе из-за потери значимого для себя человека. Я-концепция рушится, и иногда это приводит к упадку сил. Необходима помощь взрослого, чтобы маленький человек вновь обрел почву под ногами, чтобы к нему вернулась вера в жизнь. Разрушенная Я-концепция нуждается в восстановлении. Ребенку следует помочь, чтобы он четко осознал значение того, что случилось до и после перенесенной им травмы, а что является новым, отличным от его прежней жизни. Образы прошлого и настоящего - это две части Я, и их необходимо объединить, восстановить целостность Я концепции.
Как для взрослых, так и для детей, горе является индивидуальным опытом, но существует несколько общих для всех возрастных категорий выражений горя. То, как ребенок реагирует на случившуюся беду, объясняется не только его личностными особенностями, но и его возрастом. Само горе - длительный процесс, ребенок постепенно преодолевает его, развиваясь в психологическом и познавательном планах.
То, как дети переживают несчастье, зависит от их личности и возраста. Вопреки представлениям некоторых людей, не существует никакого нижнего возрастного предела детскому переживанию горя. Для ребенка, который еще недостаточно владеет речью, но уже потерял кого-то из близких ему людей, горе приобретает исключительно физический и эмоциональный характер, становится опытом довербальным. Ребенок не может преодолеть свою беду, выговариваясь: у него нет ни своих, ни «чужих» слов. Утрата и горе в раннем возрасте разрушают душу изнутри, например, физическим переживанием, не затрагивая интеллект, - даже когда ребенок позже, став старше, и научится ради преодоления своих проблем пользоваться логикой и речью. Совсем маленький ребенок, переживая горе, как бы отделяется от внешнего мира. Физическое отсутствие значимой для ребенка личности оставляет в нем психологическую пустоту. Если ребенок переносит потерю близкого человека в старшем возрасте, у него возникают соответствующие этому этапу развития мысли и чувства, однако стремление изолироваться от мира становится спустя некоторое время характерной чертой для всех людей с подобным опытом. Психологически травмированные дети в дальнейшем всегда будут более чувствительны к разлуке, нежели другие.