double arrow

Виды эмоциональных переживаний

Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

ЧУВСТВА – эмоции, возникающие на базе удовлетворения социальных и духовных потребностей [П.В. Симонов].

Еще несколько определений чувств.

Чувства человека – это сложные целостные образования, которые организуются вокруг определенных объектов, лиц или даже предметных областей (например, искусство) и определенных сфер деятельности [С.Л. Рубинштейн].

Чувство – это форма эмоциональных отношений и переживаний, носящих предметный характер и имеющих относительную устойчивость [А.С. Никифоров].

Уровни эмоциональных проявлений [С.Л. Рубинштейн]:

1. Органическая эмоционально-аффективная чувствительность: элементарные физические чувствования (удовольствие, неудовольствие), связанные с органическими потребностями. Они могут носить более или менее специализированный местный характер, выступая в качестве эмоциональной окраски или тона отдельного процесса ощущения. Например, чувство беспредметной тоски, беспредметной тревоги или радости. Каждое такое чувство отражает объективное состояние индивида, находящегося в определенных взаимоотношениях с окружающим миром.

2. Предметные чувства выражаются в осознанном переживании человека к миру. Они подразделяются на интеллектуальные, эстетические и моральные.

3. Мировоззренческие (обобщенные) чувства: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т.д.

Разница между чувствами и эмоциями отражена в таблице 6.

Таблица 6 – Основные характеристики чувств и эмоций

Критерий Эмоции Чувства
Суть Отношение Переживание
Длительность Кратковременны Длительны, устойчивы
Отношение к предмету Могут предшествовать деятельности, результату Предметны
Внешнее проявление По-разному: могут проявляться, могут скрываться Заметны

«Если кто воображает, что тот, кого он любит, питает к нему ненависть, тот будет в одно и то же время и ненавидеть, и любить его…» (Б. Спиноза) [Б. Рассел].

«Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти и, наоборот, может быть уничтожена любовью…» (Б. Спиноза) [Б. Рассел].

«Ненависть, совершенно побежденная любовью, переходит в любовь, и эта любовь будет вследствие этого сильнее, чем если бы ненависть ей вовсе не предшествовала» (Б. Спиноза) [Б. Рассел].

НАСТРОЕНИЕ – более или менее устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания [С.Л. Рубинштейн]. Настроение не предметно, а личностно; это разлитое общее состояние, проявляющееся в особенностях эмоционального отклика человека на разные воздействия.

АФФЕКТ (от лат. Affectus – душевное волнение, страсть) – сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями [А.В. Петровский]. Одна из главных особенностей аффекта: человеку неодолимо навязывается необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности. В состоянии аффекта человек теряет голову, поэтому в аффективном действии в той или иной мере может быть нарушен сознательный контроль в выборе действия. Действие в состоянии аффекта, т.е. аффективное действие, как бы вырывается у человека, а не вполне регулируется им. Поэтому аффект рассматривается как смягчающее вину обстоятельство при вынесении приговора обвиняемому в преступлении [С.Л.Рубинштейн].

СТРАСТЬ – это сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им [ С.Л.Рубинштейн]. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов. Характерным для страсти является своеобразное сочетание активности с пассивностью. Страсть полонит, захватывает человека; испытывая страсть, человек является как бы страдающим, пассивным существом, находящимся во власти какой-то силы, но эта сила, которая им владеет, вместе с тем от него же и исходит [ С.Л.Рубинштейн].

ФРУСТРАЦИЯ (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) — психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания[Б. Мещеряков]. Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Фрустрации возникают в ситуациях конфликта, когда, например, удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые преграды. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности.

Возникновение фрустрации обусловлено не только объективной ситуацией, но зависит и от особенностей личности. Частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости, комплексу неполноценности.

СТРЕСС неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование [Г. Селье]. С точки зрения стрессовой реакции, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись: организм реагирует одинаково. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Стресс возникает тогда, когда организм вынужден приспосабливаться к новым условиям, т.е. стресс неотделим от процесса адаптации.

Виды стресса:

· Физиологический — непосредственная реакция организма на воздействие однозначно определенного стимула, как правило, физико-химической природы. Соответствующие этому виду состояния характеризуются главным образом выраженными физиологическими сдвигами (признаками вегетативной и нейрогуморальной активации) и сопутствующими им субъективными ощущениями физического дискомфорта.

· Психологический — характеризуется включением сложной иерархии психических процессов, опосредующих влияние стрессора или стрессогенной ситуации на организм человека. Физиологические проявления при этом сходны с описанными выше, тогда как спектр психологических и поведенческих проявлений значительно разнообразнее. Наиболее типичными из них являются изменения в протекании различных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), в эмоциональных реакциях, изменении мотивационной структуры деятельности, нарушениях двигательного и речевого поведения вплоть до его полной дезорганизации.

· Эмоциональный — состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей.

· Информационный — при информационных перегрузках, когда человек не справляется с поставленной перед ним задачей и не успевает принимать решение, в условиях жестких временных ограничений. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров.

· Дистресс — отрицательный стресс, дезорганизующий деятельность. Психологические признаки дистресса: рассеянность, расстройство памяти, тревожность, беспричинные страхи, плаксивость, раздражительность, излишнее беспокойство.

· Эустресс — положительный стресс, мобилизующий деятельность.

Стадии биологического стресса [Г. Селье]:

  1. Стадия тревоги.
  2. Стадия сопротивления.
  3. Стадия истощения.

Первичные источники напряжения и перенапряжения называется стрессорами.

Стадии протекания реакции на продолжительное и непривычное суровое испытание:

· Ощущение трудности.

· Втягивание.

· Больше вынести не может.

В наше время одно из самых травмирующих событий для взрослого – это потеря работы. Было показано, что стрессовое состояние у работника вызывается не только совершившимся фактом потери места, сколько предшествующим периодом боязни его потерять. И чем противоречивее слухи о возможном закрытии предприятия, тем сильнее стресс. Что касается того, кто ищет работу, так у него к стрессу приводят скорее ожидание ответа и связанная с ним неопределенность, чем отказ в приеме на место.

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ — это интегральное психологическое свойство человека как индивида, личности и субъекта деятельности, обеспечивающее внутренний психофизиологический гомеостаз и оптимизирующее взаимодействие с внешними эмоциогенными условиями жизнедеятельности [А.А. Баранов].

Таблица 7 — Ресурсы, доминирующие уровень стрессоустойчивости [А.А. Баранов; О.А. Жученко; Н.П. Ничипоренко; Т.В. Попова; Х. Хекхаузен; Ю.В. Щербатых; J. Terry]

Ресурсы, повышающие стрессоустойчивость Ресурсы, понижающие стрессоустойчивость
Интернальный локус контроля Склонность к мотивационным конфликтам и конфликтам интимно-личностного характера
Общительность, открытость, наивность, доброжелательность Акцентуированность личности
Адекватная самооценка. Реалистический уровень притязаний Заниженная самооценка
Эмоциональная стабильность Искусственность, расчетливость, способность вести себя холодно, рационально, не поддаваться эмоциональным порывам
Чувство юмора Склонность к гневу, цинизму, раздражительности, повышенная агрессивность
Пониженная тревожность Сочетание интроверсии и повышенной тревожности
Мотивация достижения успеха Сочетание повышенной сензитивности и импульсивности
Высокий уровень компетентности
Адекватность прогнозирования

Воля

ВОЛЯ (англ. volition, will) — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (то есть свои непосредственные желания и стремления) [Б.Г. Мещеряков].

Воля проявляется в самодетерминации и саморегуляции деятельности и различных психических процессов, направляя или сдерживая действия человека, а также организуя психическую деятельность, исходя из наличных задач и требований.

Основные функции воли [С.Ю. Головин]:

· выбор мотивов и целей;

· регуляция побуждения к действиям (при недостаточной или избыточной их мотивации);

· организация психических процессов в систему, адекватную выполняемой деятельности;

· мобилизация физических и психических возможностей (при преодолении препятствий к достижению поставленных целей).

Другая классификация функций воли [В.М. Николаенко]:

1. побудительная функция;

2. тормозная функция.

Участие мышления, воображения, эмоций, мотивов и прочего в волевой регуляции приводило в истории науки к преувеличенной оценке либо интеллектуальных процессов (интеллектуалистические теории воли), либо аффективных процессов (эмоциональные теории воли). Появились теории, где воля рассматривалась как первичная способность души (волюнтаризм).

Для появления волевой регуляции нужны определенные условия: наличие препятствий и преград. Воля тогда и проявляется, когда появляются трудности (внешние или внутренние препятствия) на пути к цели.

ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ – это произвольная регуляция активности, формируемая и развиваемая под воздействием контроля за поведением со стороны общества, а затем – самопроверки личности [С.Ю. Головин].

Компоненты волевого регулирования:

1. когнитивный;

2. эмоциональный;

3. поведенческий (деятельный).

Нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Структура волевого акта:

1. побуждение и осознание цели;

2. борьба мотивов;

3. акт принятия решения;

4. исполнение.

Виды волевых действий [В.М. Николаенко]:

· простые;

· сложные.

Развитие воли у ребенка начинается с приобретения способности управлять своими движениями, что совершается в окружении взрослых и под их руководством [С. Л. Рубинштейн]. Этот период относится к раннему детству и проходит длинный путь (возникновение действий, направленных на осуществление желания; избирательных действий; готовность поступить вопреки непосредственному эмоциональному побуждению; понимание «правил» поведения и т. д.).

К концу дошкольного — началу школьного возраста ребенок уже сознательно пытается ставить перед собой задачу и целенаправленно ее выполнять. Постепенно в результате обучения и воспитания на основе непроизвольных внимания, памяти, импульсивных действий и т. п. формируются высшие психические функции: произвольное внимание, память, целенаправленное мышление, произвольные действия.

Волевые качества [В.М. Николаенко]:

1. Первичные (базовые): сила воли, настойчивость, выдержка, энергичность и др.

2. Вторичные, развивающиеся позже в онтогенезе (характерологические): решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе.

3. Третичные (связаны с нравственными), формируются к подростковому возрасту: ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность, инициативность и т.д.

Патологии воли:

1. Булимия – усиление пищевого инстинкта, выражающееся в расстройстве приема пищи, характеризующееся резким усилением аппетита, наступающим обычно в виде приступа и сопровождающееся чувством мучительного голода, общей слабостью, болями в подложечной области. Булимия встречается при некоторых заболеваниях центральной нервной системы, эндокринной системы, психических расстройствах. Часто булимия приводит к ожирению [А.М. Несвитский].

2. Анорексия – ослабление пищевого инстинкта, выражающееся в расстройстве, характеризующимся преднамеренным снижением веса, вызываемым и поддерживаемым самим индивидом. Отказ от пищи связан, как правило, с недовольством своей внешностью, избыточной, по мнению самого человека, полнотой [В.Д. Менделевич].

3. Абулия – патологическая слабость воли. Абулическая слабость воли чаще всего характерна при врожденной невропатии, истерии и психастении. У нее много разновидностей, но, в сущности, везде отмечается одно и то же явление: у больного необычайно снижена способность выполнения даже самой простой преднамеренной активности.

4. Гипербулия – усиление волевого поведения. При сверхценных идеях, некоторых видах бреда, при алкоголизме, наркомании. Например, при бреде ревности, чтобы доказать неверность жены, больной предпринимает очень много усилий: круглосуточно следит, звонит на работу, допрашивает и т.д.

Выводы

Эмоции и воля относятся к психическим процессам. Воля выполняет ряд функций, направленных на достижение целей и преодоление препятствий. Существуют виды эмоциональных переживаний (чувства, настроение, стресс, страсть, аффект, фрустрация), часть из которых относятся к психическим состояниям.

Вопросы для самопроверки

1. Завершите притчу и объясните ее. «Куда ты идешь?» - спросил странник, повстречавшись с Чумой. «Иду в Багдад. Мне нужно уморить там 5 000 человек». Через несколько дней тот же человек снова встретил Чуму. «ты сказала, что уморишь 5 000, а уморила только 50», - упрекнул он ее. «Нет, - возразила Чума, - я погубила только 5. остальные умерли от …» [Е.Е. Сапогова].

2. Определите функцию воли. Официант ресторана «Модерн-на-Упе» Жорж Березкин был оскорблен словесно подвыпившим Пьером Афонькиным, облит им водкой «Жириновский», получил в лицо порцию салата «а-ля Цезарь», а о его смокинг Пьер вытер руки. Тем не менее, официант Березкин стойко перенес содеянное в расчете на щедрые чаевые [Е.Е. Сапогова].

3. Определите функцию воли. Фаина Константиновна, вес которой составляет 150 кг, третий день сидит на диете, чтобы к субботе вместиться в платье, надеть которое она собирается на свидание с Иннокентием Аркадьевичем [Е.Е. Сапогова].

4. Приведите примеры эустресса из Вашей жизни.

5. «Кто силен? Тот, кто владеет чувствами» (Талмуд). Согласны ли Вы с этим утверждением?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: