Среди педагогов бытует множество вредных стереотипов и предрассудков, мешающих им самим и окружающим помочь ребенку по-настоящему пережить потерю. Укажите правильные ответы (относительно того, чего не стоит делать в общении с горюющим ребенком:
· отстраняться от человека, лишая его своей поддержки;
· упоминать, что смерть можно было предотвратить неким образом;
· сравнивать реакции горя потерпевшего утрату с горем других знакомых вам людей; рассуждать о своем горе, чтобы показать вашу печаль;
· пугаться интенсивных эмоций и уходить из ситуации;
· пытаться говорить с горюющими, не затрагивая их чувств;
· применять силу (сжимать в объятиях, хватать за руки и т. д.);
· расценивать отказ горюющего от разговора или от предлагаемой помощи как личный выпад против вас или против ваших взаимоотношений с ним.
· вовлекать горюющего в посильную социальную и трудовую деятельность;
· обговаривать с горюющим перспективу построения новых смыслов в сложившейся ситуации;
Ключ: правильные ответы выделены жирным шрифтом.
|
|
Литература:
1. Ф.Е.Василюк. Психология переживания. М..1984.
2. Г.Селье. Когда стресс не приносит горя //Неизвестные силы в нас. М.,1992. С. 103-159.
3. К.Хорни. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов // Психоанализ и культура. М.,1995. С. 9- 190.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 3
Модель Уордена, получила широкое признание и стала почти хрестоматийной Познакомьтесь с алгоритмами оказания психологической помощи горюющему и составьте список своих простых рекомендаций для детей и подростков переживших психологическую травму в кризисных ситуациях.
Алгоритм оказания психологической помощи:
1. признать реальность потери;
2. пережить боль утраты;
3. отрегулировать отношения с окружением, в котором больше нет умершего;
4. интегрировать прошлое и идти вперед, чтобы жить в сегодняшнем и завтрашнем дне.
Обоснуйте свой ответ.
Литература:
1. Ф.Е.Василюк. Психология переживания. М..1984.
2. Г.Селье. Когда стресс не приносит горя //Неизвестные силы в нас. М.,1992. С. 103-159.
3. К.Хорни. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов // Психоанализ и культура. М.,1995. С. 9- 190.