Понятие и виды конфликта

Термин «конфликт» происходит от лат. «столкновение».

Конфликт (по М.Роберу и А.Тильману) – состояние потрясения и дезорганизации по отношению к предшествующему развитию; это генератор новых структур.

Конфликт (по К.Левину) – ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы приблизительно равной величины.

Конфликт – противоборство субъектов социального взаимодействия, основанный на противоположно направленных мотивах или суждениях.

Классификация конфликтов:

1) по направленности:

· горизонтальные конфликты (задействованы лица, не находящиеся в подчинении друг у друга);

· вертикальные конфликты (задействованы лица, находящиеся в подчинении друг у друга);

· смешанные конфликты;

2) по значению для коллектива:

· конструктивные конфликты (несут созидательную и позитивную функцию и ведут к развитию);

Основные позитивные функции конфликта (по У.Ф. Линкольну):

o ускоряет процесс самосознания;

o утверждает набор определенных ценностей;

o приводит к объединению единомышленников внутри групп или народов;

o способствует разрядке;

o стимулирует разработку систем справедливого предотвращения конфликта;

o обращает внимание на спорные положения.

· деструктивные конфликты (несут негативную разрушительную функцию)

Основные деструктивные функции конфликта:

o угроза равноправию и стабильности определенной системы;

o препятствует быстрому осуществлению перемен;

o ведет к быстрому действию вместо тщательного взвешенного ответа;

o подрывает доверие сторон друг к другу;

o имеет тенденцию к углублению и расширению.

3) по характеру причин:

· объективные конфликты (в большинстве случаев разрешаются конструктивно, хотя процесс разрешения длительны и напряженный);

· субъективные конфликты (разрешаются деструктивно, т.к. не сопровождаются анализом причин);

4) по критерию объема социального взаимодействия:

· внутриличностные конфликты:

o хочу и могу;

o хочу и надо;

· межличностные конфликты (не менее 2 человек);

· конфликт между личностью и группой (не менее 15 человек);

· внутригрупповые конфликты;

· межгрупповые конфликты (между большими социальными группами):

o политические конфликт;

o этнические конфликты;

o международные конфликты.

Классификация причин конфликта (по У.Ф. Линкольну):

1) по информационному фактору – та информация, которая приемлема для одной стороны и неприемлема для другой:

· неполная или неточная информация о событии;

· субъективная интерпретация одной из сторон определенного явления или ситуации;

· нежелательное обнародование или недооценка фактов;

· невольная дезинформация;

· слухи;

2) по структурному фактору – особенности формальных и неформальных характеристик группы:

· особенности законодательной власти;

· статусная принадлежность;

· гендерная принадлежность;

· возраст;

· система передачи информации в рамках социальных институтов;

3) по ценностному фактору – те основные принципы, которые провозглашаются в определенной группе, поддерживаются в ней, никогда не забываются и намеренно не нарушаются; по содержанию ценностный фактор:

· общепринятый порядок и правила поведения;

· обычаи и традиции;

· индивидуальные и групповые нормы;

→ при нарушении данной системы группой применяются либо санкции, либо цензура;

4) по фактору отношения – как правило, связан с удовлетворением от взаимодействия обеими сторонами; при анализе целесообразно учитывать следующие аспекты:

· основа отношений (добровольные или принудительные;

· сущность отношений (зависимость, созависисмость или независимость);

· ожидания от взаимоотношений;

· важность взаимоотношений для каждого из партнеров;

· длительность взаимоотношений;

· вклад сторон во взаимодействие;

5) поведенческий фактор – характеризует стратегию поведения в конфликтной ситуации; основные стратегии поведения в конфликтной ситуации:

· сотрудничество;

· соперничество;

· избегание (уход);

· приспособление;

· компромисс.

- 2 -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: