Термин «конфликт» происходит от лат. «столкновение».
Конфликт (по М.Роберу и А.Тильману) – состояние потрясения и дезорганизации по отношению к предшествующему развитию; это генератор новых структур.
Конфликт (по К.Левину) – ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы приблизительно равной величины.
Конфликт – противоборство субъектов социального взаимодействия, основанный на противоположно направленных мотивах или суждениях.
Классификация конфликтов:
1) по направленности:
· горизонтальные конфликты (задействованы лица, не находящиеся в подчинении друг у друга);
· вертикальные конфликты (задействованы лица, находящиеся в подчинении друг у друга);
· смешанные конфликты;
2) по значению для коллектива:
· конструктивные конфликты (несут созидательную и позитивную функцию и ведут к развитию);
Основные позитивные функции конфликта (по У.Ф. Линкольну):
o ускоряет процесс самосознания;
o утверждает набор определенных ценностей;
o приводит к объединению единомышленников внутри групп или народов;
o способствует разрядке;
o стимулирует разработку систем справедливого предотвращения конфликта;
o обращает внимание на спорные положения.
· деструктивные конфликты (несут негативную разрушительную функцию)
Основные деструктивные функции конфликта:
o угроза равноправию и стабильности определенной системы;
o препятствует быстрому осуществлению перемен;
o ведет к быстрому действию вместо тщательного взвешенного ответа;
o подрывает доверие сторон друг к другу;
o имеет тенденцию к углублению и расширению.
3) по характеру причин:
· объективные конфликты (в большинстве случаев разрешаются конструктивно, хотя процесс разрешения длительны и напряженный);
· субъективные конфликты (разрешаются деструктивно, т.к. не сопровождаются анализом причин);
4) по критерию объема социального взаимодействия:
· внутриличностные конфликты:
o хочу и могу;
o хочу и надо;
· межличностные конфликты (не менее 2 человек);
· конфликт между личностью и группой (не менее 15 человек);
· внутригрупповые конфликты;
· межгрупповые конфликты (между большими социальными группами):
o политические конфликт;
o этнические конфликты;
o международные конфликты.
Классификация причин конфликта (по У.Ф. Линкольну):
1) по информационному фактору – та информация, которая приемлема для одной стороны и неприемлема для другой:
· неполная или неточная информация о событии;
· субъективная интерпретация одной из сторон определенного явления или ситуации;
· нежелательное обнародование или недооценка фактов;
· невольная дезинформация;
· слухи;
2) по структурному фактору – особенности формальных и неформальных характеристик группы:
· особенности законодательной власти;
· статусная принадлежность;
· гендерная принадлежность;
· возраст;
· система передачи информации в рамках социальных институтов;
3) по ценностному фактору – те основные принципы, которые провозглашаются в определенной группе, поддерживаются в ней, никогда не забываются и намеренно не нарушаются; по содержанию ценностный фактор:
· общепринятый порядок и правила поведения;
· обычаи и традиции;
· индивидуальные и групповые нормы;
→ при нарушении данной системы группой применяются либо санкции, либо цензура;
4) по фактору отношения – как правило, связан с удовлетворением от взаимодействия обеими сторонами; при анализе целесообразно учитывать следующие аспекты:
· основа отношений (добровольные или принудительные;
· сущность отношений (зависимость, созависисмость или независимость);
· ожидания от взаимоотношений;
· важность взаимоотношений для каждого из партнеров;
· длительность взаимоотношений;
· вклад сторон во взаимодействие;
5) поведенческий фактор – характеризует стратегию поведения в конфликтной ситуации; основные стратегии поведения в конфликтной ситуации:
· сотрудничество;
· соперничество;
· избегание (уход);
· приспособление;
· компромисс.
- 2 -