Процесс обучения – педагогически обоснованная, последовательная и непрерывная смена актов обучения, в процессе которой решаются задачи развития и воспитания личности. Субъектами процесса обучения являются учитель и ученик.
Структурные элементы процесса обучения:
- цели и содержание образования (зависит от вида реализуемого образования)
- мотивы субъектов обучения (содержательные, околосодержательные)
- формы организации обучения
- средства и результаты (методы и достижения)
Ю.К. Бабанский – Дидактические закономерности:
1) Процесс обучения всегда зависим от общественных потребностей
2) Связь обучения с образованием, воспитание и развитием как сторонами целостного формирования личности
3) Зависимость процесса обучения от возможностей учащихся и внешних условий.
Признаки, характерные для обучения:
1) обучение – двусторонний процесс (субъект-субъетное взаимодействие);
2) совместная деятельность учителя и учащегося;
3) учитель осуществляет руководящую функцию;
|
|
4) целостность и единство обучения;
5) соответствие обучения возрастным закономерностям развития учащегося;
6) управление развитием и воспитанием учащегося;
Основные категории дидактики:
1) преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации целей обучения, обеспечению информацией, реализации системы воспитания, а также направленностью на осознание и практическое применение знаний;
2) учение – процесс, в ходе которого на основе познания, упражнений и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности либо изменяются ранее приобретенные;
3) обучение – упорядоченное взаимодействие педагога и учащегося, направленное на достижение конкретной учебно-воспитательной цели.
Дидактика – наука об образовании и обучении, их целях и содержании, а также средствах, методах организации и достигаемых ими результатов.
Основные компоненты процесса обучения:
1) деятельность педагога
· разъяснение учащимся целей и задач обучения;
· знакомство учащихся с новыми знаниями;
· управление процессом познания и процессом осознания знаний и умений;
· организация эвристической и исследовательской деятельности;
· проверка и оценка изменений в обученности и развитии учащегося;
2) деятельность ученика:
· собственная деятельность ученика по созданию положительной мотивации учения;
· восприятие новых знаний и умений;
· анализ, синтез, сопоставление и систематизация знаний;
· понимание причинно-следственных связей;
· самостоятельно разрешение возникающих проблем обучения;
· самоконтроль и самодиагностика достижений.
|
|
Основные виды обучения:
1) объяснительно-иллюстративное обучение (традиционное) – разъяснение и объяснение материала в сочетании с наглядностью
Метод: объяснение в сочетании с наглядностью
Ведущие виды деятельности учащегося: слушание и запоминание
Основной критерий эффективности обучения: безошибочное воспроизведение изученного
Недостатки метода:
· преподнесение «готовых знаний» → учащиеся освобождаются от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при усвоении;
· незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса
Достоинства метода:
· экономия времени;
· сберегающая функция (экономия сил учителя и учащегося);
· облегчает понимание учащимися сложных знаний;
· обеспечение эффективного управления процессом;
2) проблемное обучение – организуется путем самостоятельного добывание знаний учащимся в процессе решения учебных проблем. Основной задачей является развитие творческого мышления и познавательной активности учащегося.
Структура проблемного обучения, этапы:
· создание проблемной ситуации учителем (должна создавать ощущение мысленного затруднения); введение и осознание проблемной ситуации учащимся;
· анализ своих знаний учащимися
· этап добывания новых знаний
· выбор способа разрешения проблемной ситуации;
· решение проблемы либо задачи;
· проверка - анализ педагогом решение проблемы или задачи;
· закрепление – рекомендация педагогом подобных задач
Достоинства метода:
· самостоятельность учащихся;
· высокий интерес и мотивация к учебному труду;
· развитие продуктивного мышления;
· прочные и действенные результаты обучения;
Недостатки метода;
· слабая управляемость познавательной деятельностью учащегося;
· большие затраты времени на достижение запроектированных целей.
3) программированное обучение и 4) компьютерное обучение
Основная цель: улучшение образовательного процесса, акцент ставится на управлении образовательным процессом
Технология программированного обучения позволяет контролировать каждый шаг на пути познания и благодаря этому оказывать ему своевременную помощь при преодолении затруднений
· учебный материал делится на определенные разделы;
· учебный процесс состоит из последовательных шагов; каждый шаг включает в себя определенную порцию знаний и мыслительных процессов для их усвоения;
· каждый шаг завершается контролем; при положительном результате ученик получает новый подраздел знаний; при отрицательном – помощь и дополнительные разъяснения;
· каждый учащийся работает самостоятельно → овладевает материалом в посильном для него темпе;
· учебный процесс включает внешнюю и внутреннюю обратную связь;
· педагог выступает организатором обучения и консультантом при затруднении → реализуется индивидуальный подход;
Достоинства метода:
· индивидуальный темп освоения каждому ученику;
· экономия;
· решение проблемы субъекта в результате оценки деятельности участника.
Недостатки метода:
· невозможность коллективной работы;
· трудоемкость ученика.
- 2 -