Понятие процесса обучения, виды обучения

Процесс обучения – педагогически обоснованная, последовательная и непрерывная смена актов обучения, в процессе которой решаются задачи развития и воспитания личности. Субъектами процесса обучения являются учитель и ученик.

Структурные элементы процесса обучения:

- цели и содержание образования (зависит от вида реализуемого образования)

- мотивы субъектов обучения (содержательные, околосодержательные)

- формы организации обучения

- средства и результаты (методы и достижения)

Ю.К. Бабанский – Дидактические закономерности:

1) Процесс обучения всегда зависим от общественных потребностей

2) Связь обучения с образованием, воспитание и развитием как сторонами целостного формирования личности

3) Зависимость процесса обучения от возможностей учащихся и внешних условий.

Признаки, характерные для обучения:

1) обучение – двусторонний процесс (субъект-субъетное взаимодействие);

2) совместная деятельность учителя и учащегося;

3) учитель осуществляет руководящую функцию;

4) целостность и единство обучения;

5) соответствие обучения возрастным закономерностям развития учащегося;

6) управление развитием и воспитанием учащегося;

Основные категории дидактики:

1) преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации целей обучения, обеспечению информацией, реализации системы воспитания, а также направленностью на осознание и практическое применение знаний;

2) учение – процесс, в ходе которого на основе познания, упражнений и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности либо изменяются ранее приобретенные;

3) обучение – упорядоченное взаимодействие педагога и учащегося, направленное на достижение конкретной учебно-воспитательной цели.

Дидактика – наука об образовании и обучении, их целях и содержании, а также средствах, методах организации и достигаемых ими результатов.

Основные компоненты процесса обучения:

1) деятельность педагога

· разъяснение учащимся целей и задач обучения;

· знакомство учащихся с новыми знаниями;

· управление процессом познания и процессом осознания знаний и умений;

· организация эвристической и исследовательской деятельности;

· проверка и оценка изменений в обученности и развитии учащегося;

2) деятельность ученика:

· собственная деятельность ученика по созданию положительной мотивации учения;

· восприятие новых знаний и умений;

· анализ, синтез, сопоставление и систематизация знаний;

· понимание причинно-следственных связей;

· самостоятельно разрешение возникающих проблем обучения;

· самоконтроль и самодиагностика достижений.

Основные виды обучения:

1) объяснительно-иллюстративное обучение (традиционное) – разъяснение и объяснение материала в сочетании с наглядностью

Метод: объяснение в сочетании с наглядностью

Ведущие виды деятельности учащегося: слушание и запоминание

Основной критерий эффективности обучения: безошибочное воспроизведение изученного

Недостатки метода:

· преподнесение «готовых знаний» → учащиеся освобождаются от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при усвоении;

· незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса

Достоинства метода:

· экономия времени;

· сберегающая функция (экономия сил учителя и учащегося);

· облегчает понимание учащимися сложных знаний;

· обеспечение эффективного управления процессом;

2) проблемное обучение – организуется путем самостоятельного добывание знаний учащимся в процессе решения учебных проблем. Основной задачей является развитие творческого мышления и познавательной активности учащегося.

Структура проблемного обучения, этапы:

· создание проблемной ситуации учителем (должна создавать ощущение мысленного затруднения); введение и осознание проблемной ситуации учащимся;

· анализ своих знаний учащимися

· этап добывания новых знаний

· выбор способа разрешения проблемной ситуации;

· решение проблемы либо задачи;

· проверка - анализ педагогом решение проблемы или задачи;

· закрепление – рекомендация педагогом подобных задач

Достоинства метода:

· самостоятельность учащихся;

· высокий интерес и мотивация к учебному труду;

· развитие продуктивного мышления;

· прочные и действенные результаты обучения;

Недостатки метода;

· слабая управляемость познавательной деятельностью учащегося;

· большие затраты времени на достижение запроектированных целей.

3) программированное обучение и 4) компьютерное обучение

Основная цель: улучшение образовательного процесса, акцент ставится на управлении образовательным процессом

Технология программированного обучения позволяет контролировать каждый шаг на пути познания и благодаря этому оказывать ему своевременную помощь при преодолении затруднений

· учебный материал делится на определенные разделы;

· учебный процесс состоит из последовательных шагов; каждый шаг включает в себя определенную порцию знаний и мыслительных процессов для их усвоения;

· каждый шаг завершается контролем; при положительном результате ученик получает новый подраздел знаний; при отрицательном – помощь и дополнительные разъяснения;

· каждый учащийся работает самостоятельно → овладевает материалом в посильном для него темпе;

· учебный процесс включает внешнюю и внутреннюю обратную связь;

· педагог выступает организатором обучения и консультантом при затруднении → реализуется индивидуальный подход;

Достоинства метода:

· индивидуальный темп освоения каждому ученику;

· экономия;

· решение проблемы субъекта в результате оценки деятельности участника.

Недостатки метода:

· невозможность коллективной работы;

· трудоемкость ученика.

- 2 -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: