Основные категории педагогики

1) Воспитание – предполагает целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Воспитание (в широком педагогическом смысле) – специально организованное, целенаправленная и управляемая воздействием коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него определенных качеств и осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях различного типа.

Основная задача воспитания: передача накопленного опыта от старших поколений к младшим.

Воспитание в широком педагогическом смысле имеет конкретный исторический характер (направленность и характер воспитания соответствует уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений). Смена типа общественно-экономической формации влечет за собой смену типа воспитания.

Воспитание (в узком педагогическом смысле) – процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач:

· формирование у воспитанника определенных знаний, умений и навыков;

· формирование нравственных ценностей;

· формирование политической ориентации;

· подготовка ко взрослой жизни.

2) Обучение – специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителя и ученика, направленный:

· на усвоение знаний, умений и навыков;

· формирование мировоззрения;

· развитие умственных способностей и потенциальных возможностей обучаемых;

· закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Знание – отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Знания представляют собой коллективный опыт человечества.

Умение – готовность сознательно и самостоятельно выполнять теоретические и практические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навык – компонент практической деятельности, проявляющийся при выполнении необходимых действий, доведенный до совершенства и автоматизма путем многократного повторения.

 
 


3) Образование – результат обучения, формирование образа и законченных представлений об изучаемых предметах.

Основные характеристики образования:

· объем систематизированных знаний;

· способы мышления;

!!!!!Критерии образованности:

· системность знаний;

· системность мышления.

Данные критерии указывают на то, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических умозаключений.

В зависимости от объема полученных знаний и уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование.

4) Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов; развитие человека как социального существа.

5) Развитие – процесс качественных и количественных изменений в организме человека.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: