1) Воспитание – предполагает целенаправленный и организованный процесс формирования личности.
Воспитание (в широком педагогическом смысле) – специально организованное, целенаправленная и управляемая воздействием коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него определенных качеств и осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях различного типа.
Основная задача воспитания: передача накопленного опыта от старших поколений к младшим.
Воспитание в широком педагогическом смысле имеет конкретный исторический характер (направленность и характер воспитания соответствует уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений). Смена типа общественно-экономической формации влечет за собой смену типа воспитания.
Воспитание (в узком педагогическом смысле) – процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач:
· формирование у воспитанника определенных знаний, умений и навыков;
|
|
· формирование нравственных ценностей;
· формирование политической ориентации;
· подготовка ко взрослой жизни.
2) Обучение – специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителя и ученика, направленный:
· на усвоение знаний, умений и навыков;
· формирование мировоззрения;
· развитие умственных способностей и потенциальных возможностей обучаемых;
· закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Знание – отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Знания представляют собой коллективный опыт человечества.
Умение – готовность сознательно и самостоятельно выполнять теоретические и практические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
Навык – компонент практической деятельности, проявляющийся при выполнении необходимых действий, доведенный до совершенства и автоматизма путем многократного повторения.
3) Образование – результат обучения, формирование образа и законченных представлений об изучаемых предметах.
Основные характеристики образования:
· объем систематизированных знаний;
· способы мышления;
!!!!!Критерии образованности:
· системность знаний;
· системность мышления.
Данные критерии указывают на то, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических умозаключений.
В зависимости от объема полученных знаний и уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование.
4) Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов; развитие человека как социального существа.
5) Развитие – процесс качественных и количественных изменений в организме человека.