Возникновение и развитие педагогики

Педагогика начинает развиваться с момента формирования человеческого общества.

I. Научное формирование педагогики начинается в античности. В развитых государствах древнего мира (Китай, Индия, Египет, Греция) были предприняты попытки обобщения опыта воспитания. На основе этого обобщения формируются теоретические начала педагогики (в рамках философии).

В Древней Греции существовал научный подход к воспитанию детей.

Направления воспитания в Древней Греции:

1) афинская школа (умственное и интеллектуальное развитие);

2) спартанская школа (акцент на физическом развитии ребенка).

Обучались только мальчики; а девочки обучались дома.

Демокрит создал обобщающие труды по теории воспитания; основные тезисы:

· «хорошими людьми становятся больше от упражнения чем от природы»;

· «учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда».

→ воспитание перестраивает человека, а человек на основе воспитания преобразует и создает природу.

Сократ ввел в педагогику метод «сократической беседы» (в настоящее время выражается в проблемном обучении).

II. В период Средневековья церковь монополизирует духовную жизнь общества → воспитание имеет направление в религиозное русло, появляются первые университеты и школы (в рамках церкви). Образование получают только мужчины.

III. В эпоху Возрождения происходит модернизация педагогики на основе гуманистических идей. В данное время ставится вопрос об учете индивидуальных особенностей ученика в рамках образовательного процесса.

IV. В 17 веке педагогика выделяется в самостоятельную науку. Это связано с именем Яна Амоса Коменского (чешский педагог; труд «Великая дидактика», 1654 г.). Он предложил принципы, методы и формы обучения в рамках классно-урочной системы. Основные тезисы:

· «в основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах»;

· «слух необходимо соединять со зрением, а слово – с деятельностью руки».

Джон Локк сосредоточил основное внимание на теории воспитания. Его основной труд – «Мысли о воспитании» (1704 г.), где он уделяет основное внимание воспитанию джентльмена:

· «джентльмен – человек, уверенный в себе, сочетающий широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер и твердость нравственных убеждений».

Жан Жак Руссо ставил акцент на воспитании практических навыков в рамках обучения:

· «в основном образование воспитывает болтунов, умеющих излагать свои мысли, но не делать»;

· «основная задача образования – прямая связь с практикой».

Иоганн Фридрих Гербарт занимался дидактикой, разработал:

· 4-звенную модель урока;

· понятие «воспитывающего обучения»;

· систему развивающих упражнений;

· ограничения обучения (только определенные слои населения могут получать образование)

V. В России К.Д. Ушинский ставил акцент на преобразовании народного образования и выступал с критикой сословной школы (образование должны получать все дети, независимо от сословия).

Л.Н. Толстой придерживался этих же взглядов, он открыл первую школу для крестьянских детей в Ясной Поляне.

VI. В конце 19 – начале 20 вв. центр педагогической мысли смещается в США. Посредством метода эксперимента были сформулированы общие принципы и закономерности человеческого воспитания. Исходя их этого были разработаны и внедрены эффективные технологии образования, которые обеспечивают возможность каждому человеку сравнительно быстро и достаточно успешно достичь запроектированных целей и получить необходимые знания.

VII. В начале 20 века (после революции 1917 г.) русская педагогика имеет направленность на разработку идей воспитания человека в новом обществе. Основное направление деятельности русской педагогической школы – формирование личности советского гражданина.

Теоретические начала, сконцентрированные вокруг проблем формирования новой советской школы, реализована Н.К. Крупская, автор пионерского движения.

      комсомолец
    пионер  
  октябренок    
  (школа)    
(семья + д/сад)      

Основной труд А.С. Макаренко – «Педагогическая поэма», в рамках которого он выдвигает и реализует на практике принципы создания и развития детского коллектива, а также педагогическое руководство им. Основной акцент – на идее трудового воспитания.

В.А. Сухомлинский занимался проблемами теории воспитания и обучения; основной акцент на моральных проблемах воспитания молодежи.

VIII. В настоящее время в России преобладает полипредметность в образовании.

- 3 -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: