Методика организации и проведения научно-исследовательской работы студентов

Целью научно-исследовательской работы является профессионального становления будущего специалиста. Во-первых, будущий специалист не исключено, что будет заниматься научно-исследовательской работой, и приобретенные знания, умения и навыки такой работы им будут эффективно использоваться. Во-вторых, практическая деятельность включает в себя гностический компонент, и элементы научно- исследовательской работы ему всегда пригодятся в будущей работе психологом. В-третьих, научно-исследовательская работа студентов, наиболее эффективная познавательная активность, способствующая глубокому усвоению профессиональных знаний, формированию умений и навыков использовать их в практической деятельности.

Научно-исследовательская деятельность включает такие виды: работа с научной литературой, написание научных рефератов, проведение исследований и по их результатов написание курсовых работ, подготовка дипломной работы, написание научных статей и докладов. Кроме этого седа относятся такие формы работы как участие студентов в работе научных кружков, студенческих научно-исследовательских лабораторий, студенческих научных обществ.

Наиболее важным направлением в обучении психологии является написание курсовых работ. Первым шагом в этом виде научно-исследовательской работы является выбор темы. Традиционно сложилось, что студентам предлагается примерная тематика курсовых работ. Часто темы сориентированы на выполнение кафедральной темы или тем исследований отдельных ученых. Обычно, это тематика обновляется с учетом развития науки, однако она не всегда удовлетворяет потребности студента в его научных амбициях. Обычно предложенными темами пользуются студенты, у которых еще нет четкого представления о своей будущей работе.

Второй подход в выборе темы курсовой работы для более зрелого в социальном плане студента заключается в том, что он сам предлагает направление или проблему, которой хотел бы заниматься в контексте своих намерений и амбиций, а научный руководитель помогает сформулировать тему с позиций требований, и затем эту тему представить на утверждение кафедрой.

Вторым этапом работы над курсовой работой является разработка методологии исследования. Студенту необходимо определить цель, сформулировать задачи и гипотезу исследования, характеризовать объект и предмет исследования, отобрать адекватные задачам исследования методы и методики, выработать стратегию исследования и определиться с базой исследования.

Третий этап работы над курсовой работой включает работа с литературой, и параллельно необходимо проводить исследование. Часто студентами допускается методическая ошибка, заключающаяся в том, что сначала пишется теоретическая часть работы, а затем проводится эмпирическое исследование, и в результате часто наблюдается рассогласование между теорией и эмпирикой: теория рассматривает одну сторону вопроса, а эмпирическое исследование с теорией не согласуется по научному направлению и даже по содержанию. Бывает, допускается ошибка второго плана, а именно проводится эмпирическое изучение, и затем подбирается к данным исследования соответствующая теория. В таком случае также трудно избежать отмеченной ошибки.

Четвертый этап предполагает оформление курсовой работы в соответствии со стандартом. Работа должна содержать титульную страницу по образцу; оглавление; введение; первую главу, содержащую теоретический анализ изучаемой проблемы; вторую главу, содержащую анализ экспериментального (эмпирического) исследования; заключение; список используемой литературе и приложения. Работа может содержать и третью главу, которая, как правило, содержит материал по коррекции или развитию определенных свойств психических и личностных феноменов.

Курсовая работа рецензируется научным руководителем, и затем студент публично защищает основные положения курсового исследования в специально назначенной комиссии из числа преподавателей. Присутствие научного руководителя на защите обязательно. В случае, если комиссия не выставляет положительной отметки, курсовая работа возвращается на доработку и устранение недостатков.

По результатам анализа содержания работы, ее оформления и защиты выставляется студенту отметка в ведомость и зачетную книжку.

Преподаватель психологии, являющийся научным руководителем по курсовым исследованиям, анализирует результаты защиты студентами своих работ, проводит психологический анализ своей деятельности. Он отмечает для себя просчеты в научном руководстве, но важнее в анализе больше всего обращать внимание на позитивное, на собственные успехи в руководстве научной работой студентов, чтобы эти успехи развить и закрепить в дальнейшей работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: