Методы проверки знаний при изучении психологии

В обучении психологии одним из факторов определяющих эффективность деятельности педагога и учащихся (студентов), является контроль за качеством усвоения последними знаний, умений и навыков.

В традиционном преподавании психологии основными критериями качества обучения считается полнота воспроизведения учащимися определений научных понятий, понимание основных научных положений и закономерностей психического и личностного развития человека. При том, не всегда принимается специфичность психологических знаний, а оценивается ответ учащегося (студента) в соответствии с определенными стандартами (стереотипами), критериями, которые либо устарели еще тогда, когда их разрабатывали, либо имеют определенную идеологическую подоплеку. Например, понятие «личность» в психологии имеет множество определений. Оценивание знания этого понятия в соответствии со существующими стандартами требует знания с определенных идеологических позиций – личность рассматривается как общественное качество индивида. Эффективность обучения в таком случае сводится к количественному анализу отметок в баллах.

С позиции когнитивной психологии контроль за знаниями в обучении психологии рассматривается как принцип обратной связи, характерной для управления саморегулирующей системой. Фактически, контроль обеспечивает внешнюю обратную связь (контроль, выполняемый педагогом) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль учащимися (студентами)). Обратная связь служит основанием для совершенствования содержания, форм и методов обучения.

Известны различные виды контроля. Выделяют текущий, периодический и итоговый контроль. При этом контроль может быть индивидуальным, а может проводиться в групповой форме или фронтально.

В методике преподавания психологии выделяют следующие формы контроля: экзамен, зачет, контрольная работа, курсовая работа, дипломная работа, государственные квалификационные экзамены и другие.

Методика проведения экзамена по психологии включает, по крайней мере, три этапа: подготовительный этап, проведение экзамена и психологический анализ его. На подготовительном этапе учащимся (студентам) заранее, не позже, чем за месяц до экзамена предлагаются контрольные вопросы, которые будут включаться в экзаменационные билеты. Контрольные вопросы должны быть четко сформулированы и охватывать все темы содержания учебной дисциплины. Экзаменационные билеты, как правило, оформляются в соответствии с требованиями и утверждаются на кафедрах и скрепляются подписями экзаменатора и заведующего кафедрой.

Перед экзаменом должна проводится консультация, на которой студенты (учащиеся) должны получить исчерпывающие ответы на поставленные ими вопросы. На консультации педагог должен студентов настроить студентов на успех и помочь им избавиться от страха.

Экзамен может проводиться в устной или письменной форме. Форма проведения экзамена определяется экзаменатором.

Существуют определенные традиции, которые нарушают правила проведения экзамена. Правилами проведения экзамена разрешается студенту брать только один билет для подготовки, при не знании материала студенту выставляется неудовлетворительная отметка и ему не разрешается на том же экзамене брать второй билет. Не допускается добавлять балл или два за ответ студента на экзамене без подготовки, по крайней мере, об этом объявлять публично. Необходимо оценивать фактические знания студента, а не способы их представления.

Педагог обязан предупредить студентов о недопустимости списывания на экзамене, и сделать все возможное, чтобы студенты не пользовались различного вида шпаргалками.

Студенту, как правило, дается на подготовку к устному ответу по 2-3 вопросам экзаменационного билета 30 – 40 минут и такое же время отводится на письменный опрос. При устном ответе экзаменатор внимательно выслушивает ответ студента, не перебивая его. Если экзаменатор остановил ответ студента, следовательно, он признает его ответ хорошим. Преподаватель имеет право задавать не только уточняющие вопросы по содержанию билета, но и любые другие вопросы, не выходящие за рамки содержания изучаемой дисциплины. Выслушав ответ студента, экзаменатор объявляет отметку студента, и желательно комментируя ее. Неудовлетворительная отметка выставляется в ведомости, в зачетку студента не проставляется. Профессионализм преподавателя заключается в том, что его оценка знаний на экзамене, воспринимается студентом (учащимся) как объективная и справедливая. Студент имеет право на апелляцию, если не согласен с отметкой экзаменатора.

Зачет как форма контроля может проводиться разными способами. Если студент проявлял познавательную активность на семинарских занятиях в течение всего семестра, выполнил все практические и лабораторные работы, фактически выполнил учебный план, он может получить отметку «зачтено» досрочно. Те студенты, у которых не выполнены практические и ли лабораторные работы к зачету не допускаются. На зачете, который проводится в назначенное время и аудитории деканатом для всех студентов, может проводиться устный или письменный опрос по материалу семинарских, практических и лабораторных работ. По результатам опроса преподаватель выставляет отметку «зачтено» в ведомость и зачетку студента или «не зачтено» в ведомость.

Наиболее эффективной формой контроля особенно для студентов заочной формы обучения является контрольная работа по дисциплине. Методика руководства написанием контрольной работы включает три этапы работы. На первом подготовительном этапе педагог предлагает примерную тематику контрольных работ, которая затем утверждается на заседании кафедры. Далее преподавателем предлагает студентам по определенному алгоритму распределить темы контрольных работ. (для алгоритма распределения тем можно использовать нумерацию студенческих зачетных книжек, порядковые номера списка в журнале учета занятий и т.п.). Выбирать темы студентам по своему усмотрению не рекомендуется, так как написание контрольных работ является формой контроля и тему определять должен преподаватель. На этом же этапе проводится консультация, на которой преподаватель дает рекомендации по написанию и оформлению контрольной работы, по срокам и формах ее представления и оценивания. Студенты имеют право на консультации получить исчерпывающие ответы по всем вопросам написания и оценивания контрольных работ.

На втором этапе студент работает самостоятельно с рекомендуемой литературой, а при необходимости должен иметь возможность получить консультацию преподавателя. На этом этапе студент оформляет установленным образом контрольную работу и представляет ее на кафедру для проверки.

На третьем этапе преподаватель оценивает работу с краткой аннотацией. Оценка может быть в форме «зачтено – не зачтено» или в форме отметки в настоящее время по десятибалльной системе. Форму оценивания определяет кафедра и совет факультета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: