Методические рекомендации. Собеседование преподавателя со студентами проводится с целью выяснения знаний по теме курса, их углубления

Собеседование преподавателя со студентами проводится с целью выяснения знаний по теме курса, их углубления.

При подготовке к первому вопросу практического занятия студент должен дать определение лексических норм, обратить внимание на то, что лексические ошибки - самый распространенный вид речевых ошибок. Они возникают из-за незнания семантики слова, его сочетательных возможностей, стилистической окраски, встречаются в бессодержательной и многословной, логически беспомощной и эмоционально не развитой речи.

При подготовке ко второму вопросу студент должен знать особенности синонимов в речевой культуре.

При подготовке к третьему вопросу студент должен охарактеризовать стилистические функции антонимов. Студент должен привести примеры.

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013; Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / И.Б. Голуб. – М.: Унив. кн., 2007. – 430 с.

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Укажите различия значения и употребления слов, входящих в предложенный синонимический ряд:

Лгать-врать-сочинять-темнить-заливать-трепаться-плести-брехать.

Задание 2. Расставьте синонимы в порядке усиления степени признака, действия.

1.Толстый, тучный, грузный, полный, полнотелый, дородный, солидный, упитанный, откормленный, оплывший. 2. Бессознательный, безотчётный, неосознанный, стихийный, слепой, несознательный, инстинктивный. 3. Торопить, поторапливать, погонять, понукать, подхлёстывать, подстёгивать, подгонять. 4. Признаться, сознаться, открыться, исповедаться, покаяться, повиниться.

Задание 3. Найдите и исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов.

1. В составах команд немало именитых спортсменов, не раз добивавшихся отменных результатов на соревнованиях. 2. Тогда механизации было очень мало. 3. Учитель обязан содействовать исправлению допущенных родителями ошибок. 4. Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов. 5. Труженики нашего цеха успешно осваивают новую технику. 6. У нового агрегата дежурит один из строителей его, аспирант В.Е. Суханов. 7. Корпус и крышка шестеренной клети созданы из модифицированного чугуна. 8. Выгода массового производства блюд промышленными методами способствует их удешевлению. 9. Его деятельность по распространению билетов была отмечена.

Задание 4. Составьте антонимичные пары из приведенных ниже слов:

либеральный неимущие

легальный окончательный

эксклюзивный коммерческий

государственный новаторский

хороший оригинальный

традиционный массовый

стартовый нелегальный

поддельный радикальный

элитарный доступный

богатые вредный

Задание 5. Составьте антонимичные словосочетания «существительное + прилагательное», используя слова:

демократия диктатура

оригинальный нелегальный

легальный новаторский

эксклюзивный радикальный

элитарный окончательная

традиционный поддельный

стартовая массовый

либеральный доступный

Задание 6. Подберите синонимы и антонимы к прилагательным обычный, интересный, свежий в следующих словосочетаниях:

а) обычная ситуация; обычный день; обычные заботы; обычная внешность;

б) интересный фильм; интересная внешность; интересный писатель; интересный сюжет; интересная трактовка;

в) свежий хлеб; свежие огурцы; свежее белье; свежий вечер; свежий снег; свежий вид; свежий взгляд.

Задание 7. Подберите синонимы к словам: «богатый», «твердый», «верный», наиболее точно раскрывающие смысл словосочетаний. Используя их, составьте небольшой устный рассказ о своем характере или характере вашего друга (подруги).

Богатый колхоз, богатая коллекция, богатый урожай, богатый душой, богатая шуба, богатый внутренний мир, верный друг, верное сходство, богатое содержание, верный расчет, верная гибель, верный глаз, верный ответ, богатое содержание, верный расчет, верная гибель, верный глаз, верный ответ, твердые знания, твердая земля, твердые цены, твердая позиция.

Задание 8. Объясните значения слов и составьте с ними словосочетания различных типов. Какие из перечисленных слов многозначны?

Аттракцион, бюллетень, гарантировать, диссонанс, иерархия, коллега, критерий, нигилизм, одиозный, палитра, референдум, симптом, тривиальный, увертюра, филиал, церемония, элемент.

Задание 9. В приводимых ниже словосочетаниях выделенные слова замените антонимами.

Жаркое лето; зарыть в землю; начало года; вершина горы; облачное небо; пологий берег; потушить костер; тихий город; глубокие знания; вбежать во двор; мелкий дождь; полезные навыки; высушить платье; приходить вместе; наружные рамы; появляться неожиданно; время прилета; длинные волосы; разнообразные примеры.

Задание 10. К приводимым ниже словам подберите антонимы и составьте с ними словосочетания.

Купить, улететь, подняться, зацветать, прибегать; труд, отдых, счастье, польза, здоровье; гладкий, влажный, сытый, просторный, слабый.

Задание 11. В приводимых ниже предложениях найдите общеупотребительные и контекстуальные антонимы и определите их значение.

1. Наши страстные печали Над таинственной Невой, Как мы черный день встречали Белой ночью огневой (Бл.). 2. И падают светлые мысли, сожженные темным огнем (Бл.). 3. Облака все чернели снизу и все набухали сверху (С.-Ценск.). 4. Сила колхоза в огне не сгорит И на воде не потонет (Исак.). 5. Так мало пройдено дорог, Так много сделано ошибок (Есен.). 6. Публика всегда и везде одинакова: умна и глупа, сердечна и безжалостна – смотря по настроению (Ч~). 7. Земле я отдал дань земную, Любви, надежд, добра и зла (Л.). 8. Все будут говорить, спорить, кипятиться, призывать друг друга, а он будет молчать и смотреть в газету (Ч.). 9. Вот он носится, как демон, – гордый, черный демон бури, и смеется, и рыдает... (М. Г.).

Задание 12. К приводимым ниже словам подберите антонимы, по возможности разные по структуре (однокорневые и разно- корневые).

Честный, спокойный, одаренный, друг, здоровый, вредный, знакомый, корыстный, отрадный, порядок, откры­вать, приходить.

Задание 13. Из приводимых ниже примеров выпишите анто­нимы, определите их значение и структуру.

1. У счастливого недруги мрут, У несчастного друг умирает (Н.). 2. Вопрос же о том, кто на земле полезен и бесполезен, не Буренину решать и не нам (Ч.). 3. Но нигде вокруг не было видно ни живого, ни мертво­го Золотарева (Сим.). 4. Истинное счастье — это прежде всего удел знающих, а не невежд (Пауст.). 5. Все бы­ло интересно, все важно, необходимо, даже неинтересное было интересным, потому что требовало активного к се­бе отношения (Ю. Герм.). 6. Умирать боится, а жить не умеет (Сим.). 7. Что такое жизнь поэта, чем богата, чем бедна, Чем загадочна она? (С. Ант.) 8. Есть поэты, кото­рые не любят ясности, чеканности, шлифованности, которым нравится известная неясность контуров, которые воспринимают в мире и поэтому отдают миру в большей степени краски, чем рисунки (А. В. Луначарский). 9. Не хула звучала в его отзыве, а самая высокая хвала (К. Чук.). 10. Лопатин не преуменьшал и не преувеличивал свои горечи (Сим.).

Задание 14. К приводимым ниже словам подберите антонимы, а затем к каждому из антонимов – синонимы. (Если слово многозначно, необходимо подбирать соответствующие противопоставления и близкие слова ко всем значениям).

Полный, юный, новый, ранний, сладкий, легкий, добрый.

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – Ростов-на-Дону, 1995.

3. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

4. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003. – 427 с.

Интернет ресурсы:

1. https://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. https://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

3. https://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

5. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: