Понятие власти

Власть – это способность одних людей подчинять других людей своей воле, оказывая на них влияние, т.е. воздействие, изменяющее поведение в нужную для организации сторону, побуждающее эффективно работать.

Власть начальника над подчиненными – это только одна сторона власти – видимая сторона. Но есть другая – власть подчиненных над начальником. Ведь руководитель зависит от подчиненных в вопросах получения необходимой качественной информации для принятия решений, ответственности за результаты работы, которую выполняет подчиненный, способности подчиненных выполнять работу.

Т.о., власть – процесс двусторонний, поэтому эффективный руководитель будет поддерживать баланс власти в организации: использовать свою власть над подчиненными в разумных пределах, достаточных для достижения целей, но не вызывающих непокорности подчиненных.

Власть бывает формальной и реальной.

Формальная власть – это власть должности. Она измеряется либо числом подчиненных, либо объемом материальных ресурсов, которыми лицо, занимающее данную должность, может распоряжаться.

Реальная власть – это власть как по должности, так и авторитета. Она обусловлена местом человека не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений и измеряется числом людей, которые готовы данному лицу подчиниться.

Основы и источники власти

Власть может проявляться в разнообразных формах.

Специалистами разработано много разных подходов к классификации источников власти. Сначала выделялось пять базовых источников власти:

· принуждение,

· экспертиза,

· закон или право принятия решения,

· пример или харизма,

· вознаграждение.

· позже был добавлен шестой источник — информация,

· а потом и седьмой источник — связ и.

При этом все источники власти были разделены на две большие группы. К первой группе были отнесены те источники власти, которые имеют личностную основу, ко второй — организационную основу (рис. 1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: