Основой власти называется то, откуда она происходит, а источником власти — то, через что данная основа используется

Власть
Личностная основа   Организационная основа
Экспертная власть   Принятие решения
Власть примера   Вознаграждение
Право на власть   Принуждение
Власть информации   Власть над ресурсами
Потребность во власти   Власть связей

В группу, составляющую личностную основу власти, включаются источники власти, исходящие от менеджера как от личности:

Экспертная власть – это способность лица влиять на других в силу своей подготовки, образования, таланта.

Власть примера – это способность менеджера влиять на поведение подчиненных благодаря его личным качествам и стилю руководства.

Право на власть – наличие способности распорядиться властью по должности, но так, чтобы подчиненные признавали это право.

Власть информации – возможность доступа к информации и умение использовать ее для достижения целей.

Потребность во власти – желание лица иметь влияние на других через настойчивые советы, помощь.

В группу, составляющую организационную основу власти, входят источники власти, которые исходят из организации, а также от занимаемой в ней должности:

Принятие решения – возможность должностного лица влиять на принимаемые в организации решения.

Вознаграждение – право менеджера выдавать премии, благодарности и т.п. подчиненным за хорошее исполнение поручений.

Принуждение – это право менеджера влиять на поведение подчиненных посредством наказания, выговора, увольнения.

Власть над ресурсами – это влияние на людей через право контроля и распределения ограниченных ресурсов.

Власть связей (связь с влиятельными лицами) – это способность менеджера воздействовать на других людей на основе связей с влиятельными людьми как в организации, так и вне ее. Огромной властью обладают помощники и секретари крупных руководителей, к мнению которых чаще всего руководители и прислушиваются вследствие личного доверия.

Существует несколько способов управленческого влияния на подчинённых. Способы управленческого влияния можно поделить на две группы:

- эмоциональное влияние на подчинённых

- рассудочное влияние на подчинённых

Графически способы управленческого влияния на подчинённых рассмотрены на рисунке:

Рис. Способы управленческого влияния на подчиненных

Как видно из рис., выделились две большие группы способов управленческого влияния на подчинённых - эмоциональное и рассудочное.

В группе эмоциональных средств влияния на подчинённых основное место занимает " заражение " и подражание.

"Заражение" - это, пожалуй, самый древний способ влияния на людей. Он характеризуется неосознанной передачей эмоционального состояния одного человека другому. Используя механизм заражения, менеджер может значительно повысить сплоченность коллектива, мобилизовать его на выполнение целей организации.

Подражание - это усвоение действий, поступков, манеры поведения и даже способа мышления других лиц. Если "заражение" характеризуется передачей эмоционального состояния, то осознанное подражание представляет собой способ заимствования того лучшего, что есть у других.

Подражанию легко поддаются впечатлительные и слабовольные люди, а также лица с недостаточно развитым самостоятельным мышлением. Зная это, важно выяснить, кто служит для них "эталоном" для подражания и в соответствии с этим осуществлять управленческие действия.

В группу способов рассудочного управленческого влияния на подчинённых входят: внушение, убеждение, просьба, угроза, подкуп, приказ.

Внушение - это воздействие, основанное на некритическом восприятии того, что внушение как способ влияния на подчиненных является бездоказательным и неаргументированным. Поэтому эффект воздействия достигается за счет личных качеств менеджера: его признание, авторитет, престиж и т.п. Чем они выше, тем эффективнее внушение.

Внушение является односторонним воздействием: активен, как правило, внушающий, а тот, кому внушают, - пассивен. Многие менеджеры успешно влияют на людей с помощью внушения.

Убеждение - эффективная передача своей точки зрения. Руководитель, который влияет на подчинённых путем убеждения, не говорит исполнителю, что надо делать, - он "продает" подчиненному то, что нужно сделать. Для эффективного убеждения используются различные приемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: