Монолог, диалог, полилог

Культура западного типа, культура Нового времени в основном монологична. Она основана на обращении отдельной личности — будь то философ, писатель или художник — к воспринимающей сообщение аудитории. Эта аудитория вправе при-


152 Глава 7. Преодоление тяготения «Гутенберговой галактики»

пять информацию или ее отвергнуть, но любое отношение не повлияет на харак­тер самого высказывания. Сообщение остается фиксированным и неизменным. В культурной жизни крайние проявления монологизма— спутники косности, в социальной — нетерпимости, в политической — диктатуры, а в частной жиз­ни — авторитарности и подавления.

Принцип диалогизма возник, тем не менее, вместе с самой культурой. В сознании древнейшего человека спонтанно сложились антиномические пары (так называе­мые бинарные оппозиции): «земля — небо», «тьма — свет», хаос — космос», «инь — ян» и др. Одни исследователи считают это результатом влияния на сознание ан-титетичности (противоречивости) сил, определяющих организацию мира, другие, напротив — отражением мира исходно дуалистичным (двойственным) сознани­ем человека. Но, так или иначе, диалог подспудно всегда присутствует даже в мо­нологичном высказывании автора, не допускающем в отношении себя никакой полемики. Диалог неустраним, он возникает внутри сознания отдельной личнос­ти, получившей природную способность к саморефлексии, а значит, к сомнению как разрушению внутренней монолитности.

Из идей известного отечественного психолога Л. С. Выгодского естественно выте­кает возможность рассматривать логику творческой мысли как логику внутренне­го диалога. Любое творчество неотделимо от диалогпчности, логика творческой личности — это «диалогика» непрестанного внутреннего диспута. Неоднозначность выражения внутренней духовной жизни автора усиливается различием способов претворения ее через восприятие аудитории, поскольку характер сообщения меня­ется в зависимости от состояния воспринимающего сознания. Предложенный спо­соб восприятия может запланировано трансформировать смысл сообщения и вли­ять на окончательный результат (исключение составляют статьи уголовного и гражданского кодексов, военные команды и т. и. — тексты, принципиально не под­лежащие многозначному прочтению). Диалогичности культуры способствует так­же и полисемия (многозначность) естественных языков — слово в человеческой речи часто имеет целое поле значений. Неоднозначность зафиксированных в сло­вах смыслов особенно сильно проявляется при переводах с одного языка на другой.

Этот «врожденный» диалогизм культуры обрел особое качество с возникновением электронной информационной сети. Все существующие до того каналы коммуни­кации (например, радио- или телевещание) не обладали интерактивными возмож­ностями Интернета, они сохраняли в себе остаточное свойство монологизма — от­сутствие свободной «обратной связи» (телефонные звонки в студию вряд ли могут приниматься в расчет). Единая в масштабе всей планеты информационная сеть ре­ализует уже не отдельные диалоги, а полилог (многоголосье), в котором потенци­ально участвует все ее население. Активная роль участника формирования (допол­нения, изменения, включения, оценки) циркулирующей в сети информации при определенных условиях доступна практически любому находящемуся в сети.

Новое качество культуры, конечно, порождает и новые проблемы. Культура по­лилога несравненно усложняет проблемы выбора, самопознания и самоопределе­ния каждого, кто входит в сеть и хочет разместить там собственную информацию, найти ответы на свои вопросы или встретить интересных для себя собеседников. Эти проблемы не всегда снимаются с облегчением ориентации в разрастающейся


Происхождение понятия «виртуальная реальность» 153

сети, поскольку имеют личностный характер. У людей определенного склада воз­никают опасения и иного рода — что человеческий интеллект «замкнется» на ком­пьютер, что ослабнут межличностные связи, прекратится живое человеческое общение, что сознание полностью подпадет под власть «машинной» логики (кста­ти, на самом деле весьма изощренной) и т. д.

На этот счет уже сочинено множество жутких антиутопий, в которых человек превращается в безвольный придаток машины, забывает под действием элект­ронного наркотика свое божественное происхождение и отправляется в беско­нечные скитания по бесплодным полям виртуала. Возможно, в каждом из этих страхов и содержится некоторая доля обоснованности. Но вспоминается, что так же, если не сильнее, боялись в свое время первых паровозов. В Министер­стве путей сообщения чего только не придумывали, как только не изощрялись, чтобы снять этот страх в народе. И — преуспели: кому теперь придет в голову пугаться электрички? Нас даже и самолетом не испугаешь!

Похоже, каждый скачок цивилизации, каждая радикально новая технология все­гда поражает воображение и порождает свои страхи, называется это — «шок но­визны». Но при всем том невозможно не признать, что установление глобального полилога знаменует начало нового витка цивилизации, именуемой «информаци­онной». Особую остроту современной цивилизации придает появившаяся с раз­витием информационных технологий возможность машинными способами син­тезировать виртуальную реальность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: