Предисловие. Предлагаемая книга представляет собой доступное для широкого круга читателей изложение основ и закономерностей межличностного взаимодействия

Предлагаемая книга представляет собой доступное для широкого круга читателей изложение основ и закономерностей межличностного взаимодействия.

В повседневных контактах между людьми зарождаются дружба и вражда, одиночество и привязанность, семья и команда. В общении человек приобретает свою индивидуальность, находит признание и подтверждает призвание. Много книг и статей посвящается этой главной форме жизнедеятельности человека, но она по-прежнему оставляет широкий простор для исследований и творчества.

Творчество – возможно ли оно в общении? Со всей уверенностью ответим положительно. Творческие потенции человека реализуются не только в новых тактиках и стратегиях общения, взаимном духовном обогащении людей. Творчество способствует преодолению рутины, скуки, шаблонов, выводит отношения на новые высоты, придает им необходимый импульс и глубину, радостную неожиданность, новые перспективы, окрашивает их добрым юмором, наделяет их ощущением надежности, защищенности, неисчерпанности.

В нашей работе мы поставили перед собой несколько задач. Прежде всего, нам хотелось систематизировать богатейший материал, накопленный в современной отечественной и зарубежной науке. Жанр учебного пособия наилучшим образом отвечает этой цели. В книге читатель найдет устоявшиеся положения и идеи, классические концепции и подкрепляющие их эмпирические данные, т. е. все то, что позволяет рассматривать теорию межличностного общения в качестве самостоятельной отрасли научного знания. Предлагаемая структура учебного пособия, в которой темой каждого раздела служит тот или иной аспект анализа межличностного общения, не только выявляет огромное разнообразие изучаемых вопросов, но и представляет направления специализации в рамках самой предметной области.

Вместе с тем нам хотелось познакомить читателей с некоторыми результатами наших собственных исследований (например, касающихся феноменов личного влияния, дефицитного и дефектного общения, социального интеллекта и социальной компетентности и др.), привлечь внимание к научным догадкам и гипотезам современных авторов, изучающих общение между людьми, проблематизировать ряд положений, кажущихся очевидными или решенными. Это побудило нас ввести в структуру текста специальные разделы, возможно, не характерные для учебного пособия, но позволяющие представить теорию межличностного общения как динамично развивающееся знание.

Мы надеемся, что данная книга воплощает в себе традиции ленинградской психологической школы. Судьба подарила нам шанс работать и учиться у таких выдающихся ее представителей, как Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. М. Веккер, Е. С. Кузьмин, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, А. В. Ярмоленко, – людей, которых мы считаем своими учителями, людей, сформировавших наше научное мировоззрение и этику исследовательской работы, преподали уроки жертвенного служения истине и науке, преподавательского мастерства, стремления каждую идею проверять и подкреплять экспериментом, не ограничиваясь смелыми гипотезами.

Учебное пособие подготовлено авторским коллективом:

Куницына Валентина Николаевна, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского университета – главы 2,14-24;

Казаринова Надежда Васильевна, кандидат философских наук, доцент гуманитарного факультета СПб Электротехнического университета – главы 1,3-8,11-13;

Погольша Валентина Михайловна, кандидат психологических наук – главы 9, 10, параграф 4 главы 22.

Параграф 2 главы 16 написан совместно В. Н. Куницыной и Н. В. Казариновой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: