Несмотря на большие успехи (понижение коэффициента трения, расходов по эксплуатации и стоимости изготовления), достигнутые за последнее время благодаря применению текстолита, лигностона и других материалов для подшипников скользящего трения, все же и в настоящее время на многих станах преимущественно используют подшипники качения.
Эти подшипники по сравнению с подшипниками скольжения требуют меньшего расхода смазки и воды для охлаждения, при пользовании ими уменьшается расход энергии, они работают более надежно, чем подшипники скольжения, что положительно влияет на производительность станов и качество прокатываемой продукции.
Подшипники качения преимущественно применяются на высокопроизводительных полунепрерывных и непрерывных сортовых, трубопрокатных и главным образом листовых станах и станах холодной прокатки. Они находят также широкое применение в многовалковых клетях (кварто, шестивалковые и т. д.).
По данным Юргенсмейера экономия энергии при работе проволочных и ленточных станов на подшипниках качения по сравнению с работой этих станов на баббитовых подшипниках достигает 35—50%.
По данным других авторов [64], на листовых станах горячей и холодной прокатки эта экономия достигает 70—82% на сортовых 20—30%, на блюмингах 15—20 %.
Кривые экономии расхода энергии, получаемой при замене подшипников скольжения с бронзовыми вкладышами ( = 0,07 и 0,1) подшипниками качения ( = 0,003) изображены на фиг. 247, а и б.
Разумеется, преимущества подшипников качения не так значительны по сравнению с подшипниками текстолитовыми, лигностоновыми и лигнофолевыми и в особенности подшипниками Моргойля, как по сравнению с металлическими подшипниками скольжения.
Фиг. 247. Кривые экономии энергии в подшипниках качения по сравнению с подшипниками скольжения: а — по Целикову, б — по Флачелю (для отделочной линии проволочного стана)
Фиг. 248. Устройство подшипника качения с шариками (а), цилиндрическими (б), коническими (в), сферическими (г) и витыми (д) роликами