Методология как способ изучения какой-либо реальности мно-говариантна и многомерна. Наиболее сложна, как мы подчеркивали выше, методология изучения любых социальных систем — при этом чем более развитой является изучаемая социальная система, тем более сложные типы методологии приходится применять.
Первая самая распространенная классификация методологии — это ее разделение в зависимости от той области знания (сферы науки), где применяется данная методология.
Например, философия разрабатывает, использует и применяет философскую методологию изучения различных сфер действительности; история в отношении своего объекта — хронологически развернутой последовательности единичных событий и фактов жизни человеческого общества — использует историческую методологию; политические науки также располагают собственной методологией — методологией политических наук и т.д. Наконец экономическая наука подобно любым другим наукам разрабатывает и использует собственную экономическую методологию — о ней подробно пойдет речь в главе 4.
|
|
Другим способом методологию можно разделить на научную методологию и методологию иных типов знания, например религиозную методологию, магическую и мистическую методологию, методологию «здравого смысла» и т.д.
В зависимости от того, какой тип отношений — количественный или качественный — исследует данная методология, ее можно разделить на количественную и качественную методологию.
В социологии, к примеру, эти два различных типа методологии породили и два типа социологии — количественную и качественную.
«Если количественная социология преимущественно направлена на изучение проблем социального взаимодействия между структурами, социальными институтами и организациями (например, медицина и система образования как социальные институты: каковы их функции и отношения между ними в данном обществе), то качественная социология занимается субъек-
42
дивным аспектом реальной практики этих отношений: что значит в данном обществе «быть врачом» или «быть учителем» и какова практика отношений «врача» и «учителя» в реальности. Для познания первого ряда проблем необходимо социальное знание, основанное на описании и объяснении обобщенных данных; для познания опыта, переживаний, чувств конкретных людей, их практики — второго ряда проблем — необходимо знание, основанное преимущественно на понимании и интерпретации»1.
Еще один вариант классификации методологий — это разделение их в зависимости от типа метода, который использует как ключевой та или иная методология. Здесь, например, можно указать методологию индуктивную, дедуктивную, «понимающую» (интерпретирующую), экспериментальную, моделирования, эволюционную и т.п.
|
|
И, наконец, весьма популярным является разделение методологии по трем уровням ее общности:
1) всеобщую;
2) общенаучную;
3) частнонаучную.
Первый уровень — самый высокий, третий — самый низкий, второй — средний между первым и вторым по степени общности.
Роль всеобщей методологии всех наук (социальных, естественных, технических) играет философия.