Основные типы и уровни методологии

Методология как способ изучения какой-либо реальности мно-говариантна и многомерна. Наиболее сложна, как мы подчер­кивали выше, методология изучения любых социальных систем — при этом чем более развитой является изучаемая социальная система, тем более сложные типы методологии приходится при­менять.

Первая самая распространенная классификация методологии — это ее разделение в зависимости от той области знания (сферы науки), где применяется данная методология.

Например, философия разрабатывает, использует и применя­ет философскую методологию изучения различных сфер действи­тельности; история в отношении своего объекта — хронологически развернутой последовательности единичных событий и фактов жизни человеческого общества — использует историческую ме­тодологию; политические науки также располагают собственной методологией — методологией политических наук и т.д. Наконец экономическая наука подобно любым другим наукам разрабатыва­ет и использует собственную экономическую методологию — о ней подробно пойдет речь в главе 4.

Другим способом методологию можно разделить на научную методологию и методологию иных типов знания, например рели­гиозную методологию, магическую и мистическую методологию, методологию «здравого смысла» и т.д.

В зависимости от того, какой тип отношений — количествен­ный или качественный — исследует данная методология, ее можно разделить на количественную и качественную методологию.

В социологии, к примеру, эти два различных типа методоло­гии породили и два типа социологии — количественную и каче­ственную.

«Если количественная социология преимущественно направ­лена на изучение проблем социального взаимодействия между структурами, социальными институтами и организациями (на­пример, медицина и система образования как социальные ин­ституты: каковы их функции и отношения между ними в дан­ном обществе), то качественная социология занимается субъек-

42


дивным аспектом реальной практики этих отношений: что зна­чит в данном обществе «быть врачом» или «быть учителем» и ка­кова практика отношений «врача» и «учителя» в реальности. Для познания первого ряда проблем необходимо социальное знание, основанное на описании и объяснении обобщенных данных; для познания опыта, переживаний, чувств конкретных людей, их практики — второго ряда проблем — необходимо знание, осно­ванное преимущественно на понимании и интерпретации»1.

Еще один вариант классификации методологий — это разде­ление их в зависимости от типа метода, который использует как ключевой та или иная методология. Здесь, например, можно ука­зать методологию индуктивную, дедуктивную, «понимающую» (ин­терпретирующую), экспериментальную, моделирования, эволюци­онную и т.п.

И, наконец, весьма популярным является разделение мето­дологии по трем уровням ее общности:

1) всеобщую;

2) общенаучную;

3) частнонаучную.

Первый уровень — самый высокий, третий — самый низкий, второй — средний между первым и вторым по степени общности.

Роль всеобщей методологии всех наук (социальных, естествен­ных, технических) играет философия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: