Методология как часть философского знания тесно связана с теорией познания (гносеологией, эпистемологией) и вместе с ней выполняет следующие функции:
1) предоставляет общие «познавательные» и «исследовательские» принципы для изучения реальности, включая социальную реальность;
2) обеспечивает возможность междисциплинарного синтеза — как внутри крупных отраслей знания (естественные науки, социальные и гуманитарные науки, технические науки), так и на стыках между ними;
3) разрабатывает в общих чертах проблему истины и методы ее подтверждения;
4) анализирует мировоззренческие стандарты знания (в первую очередь, научного знания) и общий социокультурный фон его генерации;
5) конструирует аналитические схемы для изучения истории различных типов знания: научного, религиозного, обыденного и т.п.
Однако это не значит, что «методология» и «теория познания» есть просто два разных слова для обозначения одной и той же философской науки:
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2001. С. 53—54.
|
|
«Методология в определенном смысле уже теории познания, так как последняя не ограничивается исследованием форм и методов познания, а изучает проблемы природы познания, отношение знания к реальности, субъекта и объекта познания, возможности и границы познания, критерии его истинности и т.д. С ДРУгои стороны, методология "шире" гносеологии, так как ее интересуют не только методы познания, но и все другие формы человеческой деятельности»1.
Изучение методологии весьма важно для любого исследователя. Но вместе с тем следует помнить, что изучение методологии какой-либо науки никоим образом не может заменить изучения самой науки.
«В методологии вообще не стоит ожидать глубоких истин»2, — заключал по этому поводу известный британский методолог науки и философ сэр Карл Поппер, тем самым подчеркивая второстепенную роль методологии по сравнению с самой теорией.
Действительно, для любого ученого, исследователя важна в первую очередь та истина, которую он стремится постичь, а каков будет путь к этой истине — дело второе. Поэтому методологию необходимо рассматривать скорее как инструмент научного исследования, а сама роль ее может быть определена как инструментальная.
Но инструментом также можно пользоваться по-разному. Если «биомеханика», «эргономика» пользования этим инструментом вполне доступна научному исследованию, то степень, качество, навык владения методологией скорее всего находятся за пределами научной рефлексии.