В предыдущих разделах мы фактически уже затронули по мере анализа различных эпистемологических традиций вопрос о соотношении эмпирического и теоретического уровня в социальном познании. Теперь нам предстоит еще больше углубиться в эту проблему и дать ей окончательное решение.
Эмпирический уровень в социальном познании составляют два основных эмпирических метода — наблюдение и эксперимент, а также процедура измерения. Первостепенная задача данных эмпирических методов — первоначальный сбор данных для первичного эмпирического обобщения, а также для последующего теоретического анализа.
Зыкова Г.Н. Постмодернистская культура и социальное познание // Философия и общество. 2001. № 4.
"яд проблем, связанных втом числе и с постмодернизмом, рассмотрен в статье О. И. Ананьина «Экономическая наука в зеркале методологии» (Вопросы Философии. 1999. № 10).
«Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактографиксирующая деятельность — характерные признаки эмпирического познания»1.
|
|
«Эмпирическое исследование — это активная познавательная деятельность, центром тяжести которой является осмысление, истолкование данных "живого созерцания" в соответствующей сетке абстракций, понятий, логических категорий»2.
Наблюдение, эксперимент и измерение в социальном познании имеют свои особенности, которые, как правило, усложняют эти методы и процедуру сравнительно с познанием природных явлений.
Социальное наблюдение (наблюдение социальных процессов и явлений) — целенаправленное и организованное восприятие фактов социального мира (социальных факгов), поставляющее первичный материал для любого социального исследования вообще (в первую очередь научного).
Наблюдение при этом может быть двух типов: включенное (соучаствующее) и невключенное (простое). Невключенное наблюдение — это внешнее, пассивное наблюдение, когда наблюдатель просто наблюдает за каким-либо социальным процессом — до тех пор, пока это ему позволяется или позволяют. Примером может быть наблюдение экономиста за каким-то макроэкономическим или микроэкономическим процессом: крахом на бирже, созданием нового предприятия, приватизацией или национализацией в масштабах государства и т.п.
Включенное наблюдение предполагает непосредственное участие наблюдателя в наблюдаемом социальном процессе или явлении3. Наблюдатель сам внедряется в наблюдаемую социальную среду (социальную группу, коллектив и т.п.) и либо открытым, либо тайным способом собирает необходимые для своего исследования эмпирические факты. В некоторых случаях подобного внедрения он даже пытается тем или иным путем стимулировать возникновение интересной ему ситуации — с тем, чтобы ощутить ее, что называется, «вживую». Такой случай является переходным от метода социального наблюдения к методу социального экспериментирования.
|
|
Кохановский В.П. Философия и методология науки. С. 122.
Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.
С. 275.
Отметим, что по отношению к природным явлениям включенное наблюдение невозможно.
Социальный эксперимент — это исследование какого-либо социального явления путем активного воздействия на него; при этом либо создаются какие-то новые социальные условия согласно целям данного эксперимента и меняется течение социального процесса в нужном направлении, либо сам социальный процесс воспроизводится искусственно посредством его моделирования.
Основная цель социального эксперимента — проследить, как изменение тех или иных социальных условий повлияет на структуру и поведение исследуемого социального объекта.
«Эксперимент, будь то реальный или мысленный, призван давать ответ на вопрос: "что будет с объектом — реальным или идеализированным, — если мы совершим с ним такие-то и такие-то преобразования, поставим его в такие-то и такие-то условия?"»1.
Проведение социального эксперимента (если, конечно, это реальный эксперимент, а не мысленный), как правило, сталкивается со следующими трудностями:
1) этот эксперимент связан с воздействием на других индивидов и потому всегда имеет определенные моральные и юридические ограничители;
2) данный эксперимент имеет большие сложности в величине своей воспроизводимости; многие социальные эксперименты можно провести только один раз или несколько раз;
3) все социальные эксперименты проводятся в конкретных социально-исторических условиях, многократное воспроизведение социальных экспериментов в одних и тех же условиях практически невозможно;
4) некоторые социальные эксперименты могут оказать неблагоприятное воздействие на общество и его внешнюю среду существования.
Таким образом, социальный эксперимент, хотя и является достаточно эффективным средством социального исследования, тем не менее достаточно ограничен по сфере своего возможного применения.
Процедура социального измерения (процедура, с помощью которой один социальный объект сравнивается с некоторым эталоном (единицей) — другим объектом и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале) предназначена для повышения точности наших знаний о социальных процессах; она
Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. С. 341.
76
77
широко применяется как в социальном наблюдении, так и в социальном эксперименте.