Эмпирический уровень в социальном познании

В предыдущих разделах мы фактически уже затронули по мере анализа различных эпистемологических традиций вопрос о со­отношении эмпирического и теоретического уровня в социаль­ном познании. Теперь нам предстоит еще больше углубиться в эту проблему и дать ей окончательное решение.

Эмпирический уровень в социальном познании составляют два основных эмпирических метода — наблюдение и эксперимент, а также процедура измерения. Первостепенная задача данных эм­пирических методов — первоначальный сбор данных для первич­ного эмпирического обобщения, а также для последующего те­оретического анализа.

Зыкова Г.Н. Постмодернистская культура и социальное познание // Филосо­фия и общество. 2001. № 4.

"яд проблем, связанных втом числе и с постмодернизмом, рассмотрен в ста­тье О. И. Ананьина «Экономическая наука в зеркале методологии» (Вопросы Философии. 1999. № 10).





«Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюда­емых и экспериментальных данных, их систематизация, класси­фикация и иная фактографиксирующая деятельность — харак­терные признаки эмпирического познания»1.

«Эмпирическое исследование — это активная познавательная деятельность, центром тяжести которой является осмысление, истолкование данных "живого созерцания" в соответствующей сетке абстракций, понятий, логических категорий»2.

Наблюдение, эксперимент и измерение в социальном позна­нии имеют свои особенности, которые, как правило, усложня­ют эти методы и процедуру сравнительно с познанием природ­ных явлений.

Социальное наблюдение (наблюдение социальных процессов и яв­лений) — целенаправленное и организованное восприятие фак­тов социального мира (социальных факгов), поставляющее пер­вичный материал для любого социального исследования вооб­ще (в первую очередь научного).

Наблюдение при этом может быть двух типов: включенное (со­участвующее) и невключенное (простое). Невключенное наблюде­ние — это внешнее, пассивное наблюдение, когда наблюдатель просто наблюдает за каким-либо социальным процессом — до тех пор, пока это ему позволяется или позволяют. Примером может быть наблюдение экономиста за каким-то макроэкономическим или микроэкономическим процессом: крахом на бирже, созда­нием нового предприятия, приватизацией или национализаци­ей в масштабах государства и т.п.

Включенное наблюдение предполагает непосредственное уча­стие наблюдателя в наблюдаемом социальном процессе или яв­лении3. Наблюдатель сам внедряется в наблюдаемую социальную среду (социальную группу, коллектив и т.п.) и либо открытым, либо тайным способом собирает необходимые для своего иссле­дования эмпирические факты. В некоторых случаях подобного внедрения он даже пытается тем или иным путем стимулировать возникновение интересной ему ситуации — с тем, чтобы ощу­тить ее, что называется, «вживую». Такой случай является пере­ходным от метода социального наблюдения к методу социального экспериментирования.

Кохановский В.П. Философия и методология науки. С. 122.

Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.

С. 275.

Отметим, что по отношению к природным явлениям включенное наблюде­ние невозможно.


Социальный эксперимент — это исследование какого-либо со­циального явления путем активного воздействия на него; при этом либо создаются какие-то новые социальные условия согласно целям данного эксперимента и меняется течение социального процесса в нужном направлении, либо сам социальный процесс воспроизводится искусственно посредством его моделирования.

Основная цель социального эксперимента — проследить, как изменение тех или иных социальных условий повлияет на струк­туру и поведение исследуемого социального объекта.

«Эксперимент, будь то реальный или мысленный, призван давать ответ на вопрос: "что будет с объектом — реальным или идеализированным, — если мы совершим с ним такие-то и та­кие-то преобразования, поставим его в такие-то и такие-то ус­ловия?"»1.

Проведение социального эксперимента (если, конечно, это реальный эксперимент, а не мысленный), как правило, сталкива­ется со следующими трудностями:

1) этот эксперимент связан с воздействием на других инди­видов и потому всегда имеет определенные моральные и юриди­ческие ограничители;

2) данный эксперимент имеет большие сложности в величи­не своей воспроизводимости; многие социальные эксперименты можно провести только один раз или несколько раз;

3) все социальные эксперименты проводятся в конкретных социально-исторических условиях, многократное воспроизведение социальных экспериментов в одних и тех же условиях практи­чески невозможно;

4) некоторые социальные эксперименты могут оказать небла­гоприятное воздействие на общество и его внешнюю среду суще­ствования.

Таким образом, социальный эксперимент, хотя и является достаточно эффективным средством социального исследования, тем не менее достаточно ограничен по сфере своего возможно­го применения.

Процедура социального измерения (процедура, с помощью ко­торой один социальный объект сравнивается с некоторым эта­лоном (единицей) — другим объектом и получает числовое вы­ражение в определенном масштабе или шкале) предназначена для повышения точности наших знаний о социальных процессах; она

Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. С. 341.



76


77


широко применяется как в социальном наблюдении, так и в со­циальном эксперименте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: