Теоретический уровень социального познания складывается из множества различных методов познания — индукции, дедукции, синтеза, анализа, аналогии, моделирования, интерпретации, исторического метода, математического метода, статистического метода и т.п. Главная цель всех этих методов в совокупности — обеспечить создание «теоретической социальной онтологии», «особого теоретического мира» моделей, понятий, теорий, адекватно отражающих социальную реальность.
«Теоретическое мышление стремится к построению особого "теоретического мира", который имеет свою "онтологию", представляющую некоторое многообразие в единстве и единство в многообразии»1.
Начинает же теоретическое познание, как правило, с того, что «исправляет» и «модифицирует» подходы обычного, традиционного человеческого мышления.
«Теоретическое познание на своих первоначальных стадиях выступает как активное преобразование имеющихся дорефлек-тивных представлений "здравого смысла", "повседневного мышления"»2.
В социальном познании стереотипы здравого смысла, обыденно-житейского мышления бывают особенно сильны; традиционный, «повседневный» человек считает себя знатоком по отношению практически ко всем проблемам социальной жизни: политическим, социологическим, экономическим, правовым и т.п. Если, например, физиком себя почти никто не мнит, кроме людей, получивших специальное физическое образование, то экономистом, например, мнит себя каждый второй или третий, и причем без всякого экономического образования.
Социальная онтология, выстраиваемая на теоретическом уровне социального исследования, помогает осуществлять научное предвидение, прогнозировать с высокой долей вероятности те или иные социальные процессы или события. В отличие от естественно-научного предвидения социальное предвидение никогда не может претендовать на абсолютную точность; наоборот, оно
Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. С. 268. Там же. С. 262.
всегда базируется на вероятностном знании, при этом чем более «дальним» по своему характеру является социальный прогноз, тем менее достоверным будет такое знание.
Теоретические методы социального познания доказали свою эффективность посредством многовековой практики своего применения, и поэтому исследование их (которое мы осуществим позднее, на примере теоретических методов экономического исследования) является важнейшей задачей как социальной эпистемологии, так и методологии социального познания.
В самом общем виде связь теоретического и эмпирического в социальном познании можно прорезюмировать следующим образом:
1) эмпирическое познание имеет в основном экстенсивный (расширяющий) характер, теоретическое познание, наоборот, — интенсивный (углубляющий): эмпирическое познание расширяет границы социального знания, теоретическое познание углубляет социальное знание, делает его более «насыщенным»;
2) эмпирическое социальное познание в генетическом плане чаще всего предшествует теоретическому познанию, опережает его, но теоретическое исследование социального мира задает ориентиры эмпирическому социальному познанию, направляет его в нужном направлении;
3) теоретическое социальное познание помогает осуществлять прогноз социальных явлений и процессов, эмпирическое социальное познание подтверждает или опровергает этот прогноз.