Предприятие, имеющее слабую конкурентную позицию, располагает, по существу, 3 основными выходами из такой ситуации. Ему предстоит проанализировать возможности использования стратегий конкуренции, базирующихся на:
работе с дешевой продукцией либо на использовании новых методов дифференциации
сохранении и удержании объемов продаж, доли рынка, рентабельности и конкурентной позиции на существующих уровнях,
реинвестициях в бизнес на уровне едва достаточного минимума с целью получить краткосрочные прибыли и/или максимизировать краткосрочный приток средств
Анализ первых трех возможностей не представляет особых трудностей, четвёртая имеет определённые сложности. Стратегия получения краткосрочных прибылей направляет усилия предприятия по среднему пути между сохранением существующей позиции и самоликвидацией Ф.Котлер предлагает 7 индикаторов того, когда компания должна обратить внимание на эту стратегию:
1.Предприятие работает на насыщенном или застойном рынке и долгосрочные перспективы его развития не привлекательны;
2.Бизнес занимает небольшую долю рынка, и ее расширение будет слишком дорогим или недостаточно выгодным; у предприятия имеется достаточная доля рынка, которую становится дорого поддерживать;
3.Плохие перспективы получения прибыли из-за внутренних особенностей и условий работы предприятия;
4.Снижение конкурентных усилий не сразу приводит к снижению эффективности сбыта и общему ухудшению рыночных позиций;
5. Предприятие имеет возможность переместить ресурсы в сферы с более
привлекательными перспективами;
6 Бизнес не является основным для организации;
7. Основное направление деятельности предприятия не способствует развитию его отличительного имиджа.
В ходе анализа необходимо учесть, что чем больше перечисленных условий выполняется для конкретного бизнеса, тем более он подходит для стратегии получения краткосрочных прибылей.
Последовательность реализации данной стратегии может быть определена следующим образом: оборотные средства сокращаются до минимального уровня, предпринимаются жесткие шаги по снижению издержек, капитальные вложения в новое оборудование сокращаются, цена на продукцию незначительно поднимается при одновременном сокращении издержек на продвижение товаров. Цель — максимизировать поступления средств за счет краткосрочных источников и использовать их на производство других товаров в порядке диверсификации.
В такой ситуации объем продаж почти наверняка упадет до некоторого базисного уровня спроса, но вместе с тем сокращение издержек вызовет медленное падение прибыли. В идеале объем продаж и доля рынка не должны сократиться, хотя бы на первое время. Если бизнес не может быть прибыльным и/или генерировать приток средств, то когда он достигает базисного уровня спроса, его ликвидируют. Стратегия получения краткосрочных прибылей, таким образом, направляет и ведет бизнес к ликвидации.