В связи с тем, что лидер имеет доказанную практикой стратегию и известную репутацию, главный вопрос сводится к тому, каким образом данное предприятие будет сохранять и улучшать создавшееся положение. Для этого необходимо проанализировать возможности лидера как минимум в трех стратегических направлениях деятельности:
1. Продолжение наступательной политики.
Достаточно ли ресурсов у лидера для продолжения инноваций в снижении себестоимости или дифференциации продукции, обслуживании потребителей, совершенствовании системы сбыта товаров? Насколько стандарты поведения, устанавливаемые лидером, приемлемы для других предприятий отрасли? Возможна ли переориентация используемой стратегии с целью сохранить наступательную политику лидера? Какие новые методы и приемы конкуренции могут усилить наступление на конкурентов (в частности, возможность снижения издержек потребителей за счет более простого и менее дорогого для потенциальных потребителей переключения с потребления товаров конкурента на продукцию предприятия-лидера).
|
|
2. Сохранение текущих позиций.
Главная цель — установить, каким образом предприятие-лидер будет избегать ситуаций, подрывающих доверие к нему (если доля рынка достигает монопольных размеров) или будет поддерживать достигнутые уровень рентабельность и объем прибыли (если долгосрочные перспективы отрасли не очень привлекательны).
Поскольку мощным средством сохранения текущих позиций лидера является создание условий для затруднения ответных действий предприятий-конкурентов, необходимо оценить потенциальные возможности лидера отрасли в:
установлении серьезных «входных барьеров» в отрасль (для вновь созданных предприятий);
сохранении разумных и привлекательных с точки зрения качества цен;
улучшении обслуживания потребителей;
инвестировании достаточных средств для сохранения конкурентоспособной себестоимости продукции и технологической прогрессивности производства; сохранении доли рынка предприятия и предотвращении любого ее сокращения; направлении свободных денежных ресурсов в прибыльные производства.
3. Конфронтация с конкурентами.
Необходимо установить, насколько резко и как быстро предприятие-лидер будет пресекать любые действия, направленные на вмешательство в его сферу ли нарушение созданных неписаных правил бизнеса. При этом важно оценить возможности предприятия-лидера:
развертывать широкомасштабные бескомпромиссные ответные кампании, «если конкуренты пытаются увеличить свои доли рынка, например, за счет снижения цен;
организовывать выгодные сделки для поставщиков и потребителей; «напоминать» агрессивным фирмам о том, как необходимо следовать за 'лидером, включая, если необходимо, оказание давления на дистрибьюторов данных фирм, дискредитацию товаров конкурентов, попытки переманивания квалифицированного персонала и т.п.