double arrow

Kxh4 Kf4 53. Kh5 Kf5


На 53...g6+ выигрывало 54. Kh6!.

54. g3 Kf6 55. Kg4 Kg6 56. Kf4 Kf6 57. Kе4 Kе6 58. Kd4 Kd6 59. Kс4 Kc6 60. f4 Kd6 61. Kd4 Kе6 62. Kc5 Ke7 63. Kd5 Kd7 64. Ke5 Ke7 65. f5 f6+ 66. Kd5 Kd7 67. h3 Ke7 68. Kc6 Kе8 69. h4 Ke7 70. Kc7 Kе8 71. Kd6 Kd8 72. Kе6 Kе8 73. h5 Kf8 74. h6. Черные сдались.


A этот пример характерен для способа продвижения связанных пешек.

Нимцович Алапин
Петербург 1913
№ 85


Белые сыграли

1. с6!

Выбор пешки, которой надлежит двигаться первой, диктуется здесь не столько соображениями о сильной или слабой блокаде со стороны противника, сколько тем, что белые не могут иначе удержать пешку «с».

Qb6

Если 1...Rxс6 2. bс Qxb1 3. Rxb1 N:е5, то 4. с7, и у белых абсолютное владение 7-й горизонталью в связи с проходной пешкой, например: 4...Nd7 5. Nс6 с выигрышем.

Qе3

Нужно стремиться прогнать блокирующую фигуру, чтобы оставшаяся позади пешка «b» могла продвинуться.


2...f4

Белые угрожали ходом 3. Nxf5.

3. Qе4 Rcd8 4. Nf3 Rd6 5. h4!

Владея сильной центральной позицией (Qе4), белые хотят показать, насколько непрочны оборонительные позиции, занимаемые черными фигурами.


5...Qс5.

Оказывается, ход подействовал – блокирующая фигура идет на уступки!

Nе5

Хорошо и последовательно было бы также 6. h5! Qxh5 7. b6, и белые пешки находятся в идеальной позиции.


6...Rd4

Главным был бы следующий вариант: 6...Rd2 7. Nd3 Qxс2 8. b6!, и, невзирая на потерю фигуры, белые пешки двигаются в ферзи.


7. Qе2 Nxh4 8. b6

В согласии с изложенными ранее принципами.

8...Rb4 9. Rxb4 ab 10. b7 Qс3 11. Qе4 Nf5 12. Nd7. Черные сдались.

Следующий пример показывает, насколько стремительной может оказаться в своем продвижении проходная пешка.

Нимцович Любитель
Нюрнберг 1904 (белые давали вперед коня b1)
№ 86


Триумфальное шествие пешки «е»

1. g4 Bxg4 2. ef+ Kf7.

Вследствие своей уязвимости король является здесь плохим блокером. Угроза мата делает его блокирующее действие иллюзорным.


3. Bd5+!

Чтобы без потери времени открыть линию ладье; теперь ладья поддерживает движение пешки.


3...cd 4. Qxе8+ Kxе8 5. f7+ Kf8
Последняя попытка блокады; но теперь, после хода f6–f7, ожила фигура в тылу – слон b2

6. Bg7+! Kxg7 7. f8Q#.

Яркая иллюстрация присущего проходной пешке стремления к продвижению.

Последний пример характеризует эластичность блокирующей фигуры. Этот пример приводился уже в «Шахматной блокаде», поэтому мы отметим только самое важное.

Нимцович А. Нильсон
Северный турнир, Копенгаген 1924
№ 87


Белые хотят играть по линии «f», примерно 1. Kg3, 2. Rf1. Поле вторжения они намереваются создать посредством h2–h4–h5–h6, и для этой цели белый король на королевском фланге необходим. И хотя занятие линии «f» решает игру, белые не сделали этого хода немедленно, а сыграли сперва 1. Rа5, и только этим ходом они, по существу, начали борьбу по линии «f». Блокада здесь вполне уместна, ибо блокирующая фигура эластична, то есть ее можно быстро перебросить на другой фланг.

Игра протекала следующим образом:

1. Rа5!! Kс6 2. Kg3 Kb7 3. Rf1 Kc6 4. Rf5 Rе7 5. h4 R8а7 6. h5 Rе6 7. Rf8.

Вторжение. И все еще ладья а5 стоит на своем месте на страже. Но этот неподвижный страж готов во всякий момент вмешаться в игру, будь то посредством Rа5–а2–f2 (эластичность) или Rа5xа6, если уйдет черная ладья. (Возможность хода Rа5xа6, как мы знаем, является угрозой с блокирующего поля.)


Сейчас читают про: