С помощью гибкого бюджета четко обозначается связь между статичным бюджетом и фактическими результатами. Пример в табл. 5.
Таблица 5.
Анализ выполнения на основе гибкого бюджета.
| Статьи затрат | Бюджет | Факт | Отклонения от бюджета |
| Прямые материалы | 42 000 | 46 000 | (4 000) |
| Прямой труд | 68 250 | 75 000 | (6 750) |
| Общепроизводственные расходы | |||
| Переменные: | |||
| -непрямые материалы | 10 500 | 11 500 | (1 000) |
| -непрямой труд | 14 000 | 15 250 | (1 250) |
| -коммунальные расходы | 7 000 | 7 600 | (600) |
| -прочие | 8 750 | 9 750 | (1 000) |
| Постоянные | |||
| -зарплата контролеров | 19 000 | 18 500 |
| -амортизация | 15 000 | 15 000 | - |
| -коммунальные расходы | 4 500 | 4 500 | - |
| -прочие | 10 900 | 11 100 | (200) |
| Итого | 199 900 | 214 200 | (14 300) |
| Объем продаж (ед.) |
Формула гибкого бюджета: Средние переменные затраты Х Количество произведенных единиц + Бюджетные постоянные затраты. Данные гибкого бюджета в табл. 6.
На основе вышеприведенного гибкого бюджета рассчитывается бюджет любого уровня производства. Для получения бюджетных сумм переменные затраты на единицу умножаются на 19 100 единиц.
Информация о постоянных общепроизводственных расходах переносится из гибкого бюджета (табл. 7). Как показывает данный отчет, фактические затраты превысили бюджетные в течение года только на 540 руб. или меньше, чем на 0,3 %.
Таблица 6. Гибкий бюджет
Статьи затрат Средние Объем производства, ед.
| переменные затраты, руб. | ||||
| Прямые материалы | 2,4 | 36 000 | 42 000 | 48 000 |
| Прямой труд | 3,9 | 58 500 | 68 250 | 78 000 |
| Переменные ОПР | ||||
| Непрямые материалы | 0,6 | 9 000 | 10 500 | 12 000 |
| Непрямой труд | 0,8 | 12 000 | 14 000 | 16 000 |
| Коммунальные расходы | 0,4 | 6 000 | 7 000 | 8 000 |
| Прочие | 0,5 | 7 500 | 8 750 | 10 000 |
| Итого переменных затрат | 0,8 | 129 000 | 150 500 | 172 000 |
| Постоянные ОПР | ||||
| Зарплата контролеров | 19 000 | 19 000 | 19 000 | |
| Амортизация | 15 000 | 15 000 | 15 000 | |
| Коммунальные расходы | 4 500 | 4 500 | 4 500 | |
| Прочие | 10 900 | 10 900 | 10 900 | |
| Итого постоянных затрат | 49 400 | 49 400 | 49 400 | |
| Итого затрат | 178 400 | 199 900 | 221 400 |
Таблица 7.
Отчет о выполнении плана
| Статьи затрат | Бюджет в расчете на 19 100 единиц | Фактические затраты на 19 100 единиц | Отклонения от бюджета |
| Прямые материалы | (160) | ||
| Прямой труд | (510) |
| Общезаводские расходы Переменные | |||
| Непрямые материалы | 11 460 | 11 500 | (40) |
| Непрямой труд | 15 280 | 15 250 | |
| Коммунальные расходы | 7 640 | 7 600 | |
| Прочие | 9 550 | 9 750 | (200) |
| Постоянные | |||
| Зарплата контролеров | 19 000 | 18 500 | |
| Амортизация | 15 000 | 15 000 | ___ |
| Коммунальные расходы | 4 500 | 4 500 | ... |
| Прочие | 10 900 | 11 100 | (200) |
| Итого | 213 660 | 214 200 | (540) |
Если фактические затраты выше нормативных, то такое отклонение считается неблагоприятным.
Отклонения подразделяют на три вида:
- отклонения затрат прямых материалов;
- отклонения прямых трудовых затрат;
- отклонения общезаводских расходов.






