Тема 7. Бюджетирование и контроль затрат

План

7.1. Планирование и контроль затрат – важнейшие функции управления. Сущность и задачи текущего и перспективного планирования

7.2. Бюджетирование как основа плановой работы предприятия. Понятие бюджета (сметы), виды смет.

7.3. Понятие бюджетного цикла. Генеральный бюджет, оперативный бюджет, финансовый бюджет.

7.4. Бюджет продаж как исходная точка составления общего бюджета. Трудности планирования бюджета продаж.

7.5. Содержание и порядок разработки плана прибылей и убытков, бюджета денежных средств, бюджетного бухгалтерского баланса.

7.6. Понятие статистического и гибкого бюджета. Значение гибкого бюджета для контроля и анализа деятельности предприятия

7.7. Корректировка бюджетных данных с учетом фактического выпуска продукции

Вопрос 7. 1. Планирование и контроль затрат – важнейшие функции управления. Сущность и задачи текущего и перспективного планирования

Одной из важнейших функций управленческого учета является планирование будущей деятельности организации.

Планирование можно охарактеризовать как особый тип процесса принятия решений, в рамках которого анализируется информация о прошлой финансовой и производственной деятельности хозяйствующего субъекта, оцениваются его потенциальные ресурсы, формулируются цели на перспективу и устанавливается приоритетность решения задач для их достижения.

На практике планирование реализуется путем разработки комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных показателей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым структурным подразделением организации. Таким образом, планирование охватывает все участки деятельности организации и ориентирует их на решение поставленных задач в ходе стратегического анализа. Стратегия описывает то, как организация сравнивает свои потенциальные возможности с возможностью добиться определенных целей на рынке:

1. Какие цели организации являются определяющими?

2. На каких рынках представлены продукты организации?


3. Какие организационные формы и финансовые структуры ей подходят?

4. В чем заключатся риск альтернативных стратегий и какие должны быть действия менеджеров? (рис. 1) [1, с. 250].

Рис. 1. Стратегия, планирование и бюджеты Этапы процесса планирования представлены на рис. 2 [2, с. 328].

7.2. Бюджетирование как основа плановой работы предприятия. Понятие бюджета (сметы), виды смет.


Бюджет – это количественное выражение предложенного менеджерами плана действий на будущий период времени и помощь в координации и осуществлении. По большому счету бюджеты заставляют планировать и анализировать выполнение плана планов; обеспечивают критерии эффективности; осуществляют координацию и коммуникацию внутри организации [1, с. 249].

Различные функции смет:

1.Планирование ежегодных операций;

2.Координация деятельности различных подразделений организации и обеспечение гармоничности их взаимодействия;

3.Доведение планов до менеджеров;

4.Мотивация менеджеров для достижения целей организации;

5.Управление видами деятельности;

6.Оценка эффективности работы менеджеров [2, с. 332].

Бюджеты обычно составляются на определенный период времени (год и т.д.). годовой бюджет разбивается по кварталам, месяцам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: