Расчете на одного жителя), 2003 г

Таблица 9

Показатели Рес­пуб­лика Бела­русь Индексы показателей
Регионы (области и г. Минск)
Брест­ская Ви­теб­ская Го­мель­ская Грод­нен­ская г. Минск Мин­ская Могилевская
Численность за­нятых в эконо­мике 1,00 0,94 0,93 0,96 0,97 1,24 0,93 0,96
Продукция про­мышленности 1,00 0,63 1,28 1,34 0,78 1,20 0,91 0,73
Продукция сельского хозяй­ства 1,00 1,15 1,11 0,95 1,50   1,57 1,00
Инвестиции в основной капи­тал 1,00 0,84 0,80 1,14 0,89 1,55 0,93 0,61
Розничный то­варооборот 1,00 0,85 0,84 0,91 0,90 1,67 0,83 0,80
Платные услуги населению 1,00 0,74 0,78 0,78 0,71 2,21 0,71 0,67
Начисленная среднемесячная зарплата работников 1,00 0,88 0,92 0,97 0,90 1,25 1,00 0,88
Обеспеченность жильем 1,00 0,98 1,02 1,05 1,05 0,84 1,03 1,07
Интегральный индекс уровня социально-эко­номического развития 1,00 0,88 0,96 1,01 0,96 1,25 0,99 0,84

На основании данных табл. 8, 9 можно также сделать вывод и об основных факторах дифференциации уровня социально-эко­номического развития. Так, отставание Могилевской области свя­зано с низкими показателями инвестиционной активности, объема платных услуг населению, объема промышленной продукции, розничного товарооборота. Брестская область отстает из-за низких показателей промышленного развития, платных услуг населению, инвестиций, но имеет высокий уровень развития сельского хозяй­ства. Город Минск опережает другие регионы благодаря очень вы­соким показателям платных услуг населению, инвестиционной активности, розничного товарооборота, зарплаты работников. Минская и Гродненская области выделяются самыми высокими показателями по уровню развития сельского хозяйства. Высоко­развитыми в промышленном отношении, кроме г. Минска, явля­ются Гомельская и Витебская области.

Конечно, это очень упрощенные показатели для оценки уровня социально-экономического развития регионов. Они дают лишь общую характеристику места и роли регионов в хозяйст­венном комплексе страны и уровня жизни их населения. Более конкретное представление о специализации регионов во внутри-республиканском территориальном разделении труда, их эконо­мическом потенциале, комплексности (сбалансированности) раз­вития и территориальной организации их хозяйства, условиях жизни населения (его обеспеченности социальной инфраструк­турой), об экономической ситуации и перспективах развития должна дать экономико-географическая диагностика каждого региона. Учитывая ограниченность объема курса лекций, нали­чие статистических справочников по областям и г. Минску, учебных пособий по географии ряда областей и других публика­ций, студентам рекомендуется центр тяжести в изучении регио­нов страны перенести на выполнение самостоятельных контро­лируемых работ. В настоящем разделе курса лекций дается лишь их краткая обобщенная характеристика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: