Теория функциналистов

Конфликт рассматривается как искажение, дисфункциональный процесс в общественных системах.

Ведущий представитель этого направления — американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979) трактовал конфликт как социальную аномалию, «бедствие», которое необходимо преодолевать. Он сформулировал ряд социальных предпосылок, обеспечивающих стабильность общества:

§ удовлетворение основных биологических и психологических потребностей большей части общества;

§ эффективная деятельность органов социального контроля, воспитывающих граждан в соответствии с принятыми в данном обществе нормами;

§ совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками.

По мнению функционалистов в хорошо работающей социальной системе должен господствовать консенсус, а конфликт не должен находить почвы в обществе.

5. В 1956 г. американский социолог Льюис Козер опубликовал книгу «Функции социального конфликта», где он изложил свою концепцию, получившую название «концепции позитивно-функционального конфликта». Он построил ее в дополнение к классическим теориям структурного функционализма, в которых конфликты вынесены за пределы социологического анализа. Если структурный функционализм видел в конфликтах аномалию, бедствие, то Л. Козер доказывал, что чем больше различных конфликтов пересекается в обществе, тем труднее создать единый фронт, разделяющий членов общества на два лагеря, жестко противостоящих друг другу. Чем больше независимых друг от друга конфликтов, тем лучше для единства общества.

В Европе в 60-е годы также возродился интерес к конфликту. В 1965 году немецкий социолог Ральф работу «Классовая структура и классовый конфликт». Если Козер доказывал позитивную роль конфликтов в достижении социального единства, то Дарендорф считал, что в каждом обществе присутствуют дезинтеграция и конфликт, это перманентное состояние социального организма.

Суть концепции Ральфа Дарендорфа такова:

§ любое общество подвержено в каждый момент изменению;

§ социальные изменения вездесущи;

§ любое общество испытывает в каждый момент социальный конфликт;

§ социальный конфликт вездесущ;

§ каждый элемент общества способствует его изменению;

§ любое общество опирается на принуждение одних его членов другими.

Позитивная роль конфликта сторонниками диалектического подхода видится в следующем:

§ конфликт помогает прояснить проблему;

§ конфликт усиливает способность организации к изменениям;

§ конфликты могут усиливать мораль, углубляя и обогащая взаимоотношения между людьми;

§ конфликты делают жизнь более интересной, пробуждают любознательность и стимулируют развитие;

§ конфликты могут способствовать самостоятельному повышению уровня квалификации и знаний;

§ конфликты повышают качество принимаемых решений;

§ конфликты способствуют производству новых созидательных идей;

§ конфликты помогают понять людям, кто они есть на самом деле.

В структуре конфликта выделяют:

§ объект (предмет спора);

§ субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);

§ условия протекания конфликта;

§ масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);

§ стратегии и тактики поведения сторон;

§ исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

Всякий реальный конфликт представляет собой сложный динамический процесс, включающий следующие основные стадии:

§ предметная ситуация — возникновение объективных причин конфликта

§ конфликтное взаимодействие — инцидент или развивающийся конфликт

§ разрешение конфликта (полное или частичное).

Конфликт, независимо от его природы, выполняет ряд функций, среди которых наиболее важными являются:

§ диалектическая — служит для выявления причин конфликтного взаимодействия;

§ конструктивная — вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели;

§ деструктивная — появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем. Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может выступать руководитель (менеджер, лидер и т. п.)

В процессе вызревания конфликта можно выделить 4 стадии:

1. Скрытую стадию — обусловленную неравным положением групп индивидов в сферах “иметь” и “мочь”. Она охватывает все аспекты жизненных условий: социальный, политический, экономический, моральный, интеллектуальный. Главная ее причина — стремление людей к улучшению своего статуса и превосходству;

2. Стадию напряженности, степень которой зависит от позиции противоборствующей стороны, имеющей большую мощь, превосходство. Например, напряженность равна нулю, если доминирующая сторона занимает позицию сотрудничества, напряженность понижена — при примиренческом подходе, очень сильна — при непримиримости сторон;

3. Стадию антагонизма, которая проявляется как следствие высокой напряженности;

4. Стадию несовместимости, являющуюся следствием высокой напряженности. Это собственно и есть конфликт.

Забастовка (открытая форма конфликта), как указывает ст. 398 ТК, это временный доброволь­ный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полнос­тью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.
В отличие от примирительных процедур разрешения коллективно­го трудового спора, забастовка — это ультимативное действие работни­ков, давление на работодателя путем прекращения работы, чтобы до­биться выполнения своих требований, не урегулированных в примири­тельных процедурах. Она является крайней, исключительной мерой разрешения коллективного трудового спора, переросшего в конфликт. Забастовки бываю одиночные, коллективные и общенациональные.

К скрытым формам организационного конфликта относятся:
рестрикционизм - тип конфликта, участники которого в качестве средства достижения своих целей используют регулирование производительности своего труда в количественном и качественном отношении;
саботаж - конфликт, представляющий собой крайнюю форму рестрикционизма: поведение участников характеризуется целенаправленным и существенным сокращением производства продукции.
Саботаж, в свою очередь, подразделяется на:
пассивный - если неполадки и нарушения специально терпят, не устраняют и доводят до логического конца;
активный - когда неполадки и перебои создаются специально.
В функциональном отношении саботаж может быть классифицирован как:
организационный - замена эффективных образцов поведения на малополезные, без внешних отличий (например, доскональное следование инструкции, ограниченной по своей применимости); технический - нанесение прямого ущерба техническим средствам труда;
продукционный - если расточаются материалы, делается халтура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: