Мотивация и стимулирование как методы управления трудовой деятельностью

Мотивация как процесс выбора человеком того или иного типа трудового поведения. Потребности, мотивы и стимулы как факторы мотивации. Мотивирование и стимулирование персонала. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Наказательное и поощрительное стимулирование персонала. Принципы эффективного стимулирования. Методы экономического (монетарного) и неэкономического (немонетарного) стимулирования государственных и муниципальных служащих России.

Мотив — это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие.

Стимулы — это внешние раздражители, способствующие повышению интенсивности определенных мотивов в действиях человека.

Стимулами являются вознаграждение, повышение по службе, управленческое воздействие руководителя, страх, ответственность, стремление к самовыражению и многие другие. Таким образом, стимулы — это блага (предметы, ценности и т. п.), которые могут удовлетворить потребности человека при выполнении им определенных действий.

Отличие стимулов от мотивов заключается в том, что стимулы характеризуют определенные блага, а мотивы — стремление человека получить их.

Мотивация представляет собой совокупность движущих сил, побуждающих человека к определенным типам действия.

По лекциям Ю.А. мотивация – совокупность внутренних и внешних сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности, ориентируют на достижение поставленных целей.

Психологическая структура + Ценностная структура=Потребности – Интересы – Трудовая среда.

Потребность – поиск путей – определение направленности – стимулирование действия – действие – цель.

Мотивация трудовой деятельности формируется как под воздействием внутренних факторов (потребностей), так и внешних (стимулов).

Функции мотивации:

1. Повышение результативности труда: а) побуждение к деятельности; б) контроль и поддержание соответствующего поведения; в) удержание сотрудников в организации.

Виды мотивации:

1. Положительная (материальные поощрения, повышение доверия, особо важные поручения).

2. Отрицательная (материальные взыскания, психологическая изоляция).

Все теории мотивации труда к работе можно разделить на две группы:

· теории содержания (что?) Маслоу, Герцберг, Макклеланд, Курбатова;

· теории процесса (как?) Врум, Портер, Красовский.

Процессуальные теории мотивации - теории мотивации трудовой деятельности, исходящие из поведения людей с учетом их восприятия и познания. Процессуальные теории исходят из того, что индивиды оценивают различные виды поведения через полученные результаты, которые можно измерить.
Содержательные теории мотивации - теории мотивации трудовой деятельности, базирующиеся на идентификации потребностей, которые заставляют людей действовать так, а не иначе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: