Результаты диагностических исследований представлены в таблицах и графиках.
Первая методика, которую мы использовали в работе называется «Ваше отношение к рекламе». Вот какие результаты мы получили (Таблицы 1-10, рис 1-10) (Приложение 1).
Таблица 1.
На 1 вопрос: «Как Вы относитесь к рекламе?» мы получили следующие ответы:
Вариант ответа | Кол-во человек | % |
Положительно | 13,2% | |
Отрицательно | 38,2% | |
Нейтрально | 44,1% | |
Свой вариант (зависит от качества) | 4,5% |
Рисунок 1. Отношение респондентов к рекламе
Таким образом, мы видим, что большинство респондентов относятся к рекламе либо нейтрально (44%), либо отрицательно (38%).
На 2 вопрос: «Как Вы считаете, влияет ли реклама на выбор товаров и услуг Вами?» мы получили следующие ответы:
Таблица 2.
Вариант ответа | Кол-во человек | % |
Нет | 23,5% | |
Когда как (иногда) | 36,5% | |
Влияет | 40% |
Рисунок 2. «Влияние рекламы на выбор товаров и услуг респондентами»
Таким образом, мы видим, что большинство респондентов выбирают товары и услуги в основном под влиянием рекламы.
На 3 вопрос: «Какой основной фактор, на который Вы обращаете внимание, при выборе товара» мы получили следующие ответы:
Таблица 3.
Вариант ответа | Кол-во человек | % |
Реклама | 14,6% | |
Мода | 17,7% | |
Цена | 25% | |
Советы знакомых | 17,7% | |
Свой вариант (качество, все вместе, собственный опыт) | 25% |
Рисунок 3 «Факторы, влияющие на выбор товара респондентами»
Таким образом, мы видим, что респонденты в меньшей степени при выборе товара обращают внимание на рекламу, их больше интересует цена и качество.
На 4 вопрос «Являетесь ли вы приверженцем какой-либо марки?» мы получили следующие ответы:
Вариант ответа | Кол-во человек | % |
Да | 32,3% | |
Нет | 67,7% |
Таким образом, мы видим, что лояльными покупателями являются лишь 32% респондентов. Большинство при выборе товаров не обращают внимание на марку.
Рисунок 4 «Количество респондентов, предпочитающих товары определенной марки»
На 5 вопрос «Какие эмоции Вы испытываете при виде рекламы?» мы получили следующие ответы:
Таблица 5
Вариант ответа | Кол-во человек | % |
Скука | 29,4% | |
Радость | 20% | |
Раздражение | 45,6% | |
Свой вариант (интерес, никаких эмоций, гнев) | 4% |
Таким образом, мы видим, что большинство респондентов (45,6%) испытывают раздражение при виде рекламы.
Рисунок 5 «Психологическое состояние респондентов от рекламы»
На 6 вопрос «Какую рекламу Вы считаете раздражающей?» мы получили следующие ответы
Таблица 6.
Варианты ответов | Кол-во человек | % |
Громкую | 41,2% | |
Яркую | 20,6% | |
Всю | 30,9% | |
Свой вариант (частая, долгая, скучная, пошлая, неграмотная, некачественная) | 7,4% |
Рисунок 6 «Раздражающие факторы в рекламе»
Таким образом, мы видим, что большинство респондентов считают раздражающим фактором громкость рекламы (41,2%) или все факторы в совокупности (31%).
На 7 вопрос «На что в первую очередь Вы обращаете внимание, при виде рекламы?» мы получили следующие ответы
Таблица 7.
Варианты ответов | Кол-во человек | % |
На содержание | 23,5% | |
На музыку | 14,6% | |
На качество | 11,8% | |
На товар | 26,5% | |
На знаменитостей, рекламирующих товар | 7,4% | |
Другое (на актеров, на движения) | 16,2% |
Рисунок 7 «Факторы, привлекающие внимание в рекламе»
Таким образом, мы видим большое расхождение во мнениях респондентов по факторам, привлекающих внимание в рекламе. На первой место респонденты ставят товар (26,5%), на второе – содержание рекламы (23,5%).
На 8 вопрос «Запоминаете ли Вы рекламу?» мы получили следующие ответы
Таблица 8
Вариант ответа | Кол-во человек | % |
Да | 64% | |
Нет | 36% |
Рисунок 8 «Запоминается ли реклама?»
Таким образом, мы видим, что большинство респондентов (64%) запоминают рекламу.
На 9 вопрос «Напишите рекламный слоган, который Вам запомнился» мы получили следующие ответы:
Таблица 9.
Варианты ответов | Кол-во человек | % |
Нет слогана (не помню) | 19,2% | |
Слоган в стихотворной форме | 17,6% | |
Слоган в песенной форме | 36,8% | |
Слоган в обычной форме (предложение, словосочетание) | 26,4% |
Рисунок 9 «Формы, в которой удобнее запоминаются рекламные слоганы»
Таким образом, мы видим, что большинство респондентов не видят разницы между рекламными слоганами кампании и содержанием рекламы и лучше всего респонденты запоминают не слоганы, а рекламу в песенной форме.
На 10 вопрос «Используете ли Вы какие-либо фразы из рекламы в Вашей повседневной жизни?» мы получили следующие ответы.
Таблица 10.
Варианты ответов | Кол-во человек | % |
Нет | 19,1% | |
Иногда | 42,7% | |
Да | 38,2% |
Таким образом, мы видим, что высказывания из рекламы оседают в памяти большинства респондентов, которые в повседневной жизни используют эти рекламные фразы (примерно 81%).
Рисунок 10 «Использование респондентами фраз из рекламы в повседневной жизни»
Итак, наша гипотеза о том, что телевизионная реклама пагубно влияет на психику человека, подтвердилась лишь частично. Мы увидели, что респонденты «опираются» на рекламу при выборе товаров и услуг, фразы из рекламы легко запоминаются и используются респондентами в повседневной жизни. Но при этом мы можем сделать вывод, что память человека «засоряется» ненужной информацией из-за рекламы. Также реклама не вызывает положительных эмоций у большинства респондентов (примерно у 78% она вызывает раздражение, скуку, гнев).
Вторая методика, которую мы использовали в работе называется «Авторский рекламный продукт » (Приложение 2). Респондентам были предложены 2 созданных мною рекламных плаката вымышленного обувного магазина. Первый плакат был ярким, броским, кричащим. А второй был выполнен в пастельных, нежных тонах. Вот какие результаты мы получили: 92% из 25 респондентов проголосовали за 2 вариант плаката, аргументируя свой выбор тем, что 1 плакат слишком раздражающий, название фирмы сливается с фоном, а второй выполнен в спокойной цветовой гамме.
Таблица 11.
Вариант ответа | Кол-во человек | % |
1 плакат | 8% | |
2 плакат | 92% |
Рисунок 11 «Выбор респондентами авторского рекламного плаката».
Таким образом, мы видим, что большинство респондентов предпочитает рекламные плакаты спокойных, светлых цветов, их не привлекает реклама, выполненная в слишком ярких тонах.
Третья методика, которую мы использовали в работе называется «Рекламный продукт респондентов » (Приложение 3). Мы предложили респондентам придумать собственные кампании и слоганы к ним. В свою очередь респонденты придумали слоганы и названия кампаниям, а также указали специализацию их фирм.
Таблица 12
Вариант ответа | Кол-во человек | % |
Придумали кампанию и банальный слоган к ней (Авиакомпания «Ласточка». Прокатимся с ветерком). | ||
Придумали кампанию и оригинальный слоган к ней | ||
Придумали кампанию и шутливый слоган к ней | ||
Придумали универсальные рекламные слоганы | ||
Рисунок 12 «Варианты рекламных слоганов респондентов»
Третья методика, которую мы использовали в работе называется «Анализ рекламы в печатных изданиях г. Челябинска и на баннерах г. Миасса».
Выводы по 2 главе.