Рабочее время и время отдыха
(2 часа)
Форма проведения занятий: решение задач, разбор кейсов.
Вопросы к практическому занятию
1. Понятие и виды времени отдыха.
2. Перерывы в течение рабочего дня (смены).
3. Ежедневный (междусменный) и ежедневный непрерывный отдых, выходные дни.
4. Нерабочие праздничные дни, привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни.
Методические рекомендации
Прежде чем говорить о понятии времени отдыха, необходимо определить, что такое отдых. Затем на основе легального понятия времени отдыха следует выделить и раскрыть его особенности. К видам времени отдыха законодатель отнес: 1) перерывы в течение рабочего дня; 2) ежедневный (междусменный) отдых; 3) выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); 4) нерабочие праздничные дни; 5) отпуска. Задача студентов последовательно раскрыть каждый из видов времени отдыха по следующим критериям: понятие, цель, особенности.
Отпуск – это свободные от работы дни, предоставляемые работнику подряд, с сохранением за ним места работы (должности). К видам отпусков относят ежегодный оплачиваемый отпуск: основной и дополнительный отпуск, отпуск без сохранения заработной платы. При анализе любого вида отпуска рекомендуется обращать внимание на следующие характеристики: 1) целевое назначение отпуска; 2) категории работников, которым предоставляется отпуск; 3) основания предоставления отпуска; 4) порядок предоставления отпуска; 5) наличие или отсутствие материального обеспечения работника во время отпуска.
|
|
Задачи
Задача 1. В связи с празднованием юбилея города в организации, работающей в режиме пятидневной рабочей недели (выходные дни — суббота и воскресенье), был объявлен дополнительный выходной день — пятница. Тем же приказом руководителя организации одновременно была увеличена продолжительность рабочего дня на два часа ежедневно в течение рабочей недели, непосредственно предшествующей трем выходным дням.
Правомерно ли такое изменение режима работы?
Задача 2. Операторам автозаправочных станций сети «Омское топливо» был установлен трехсменный режим работы — сутки через двое (по скользящему графику).
Соответствует ли такой режим работы требованиям трудового законодательства?
Задача 3. Студентке первого курса заочного отделения Санкт-Петербургского государственного технического университета Никифоровой был предоставлен учебный отпуск для сдачи летней сессии с 25 мая по 15 июня.
16 июня она предъявила работодателю листок нетрудоспособности, из которого следовало, что в период с 1 по 7 июня Никифорова была больна. В этой связи она обратилась к работодателю с заявлением о продлении ей учебного отпуска на семь дней. При этом Никифорова ссылалась на то, что из-за болезни она не смогла сдать один экзамен и с разрешения учебного управления собирается сдать его 22 июня.
|
|
Подлежит ли продлению учебный отпуск, предоставленный Никифоровой?
Задача 4. Директор муниципального предприятия «Дом быта» своим приказом объявил выходными днями для всех работников организации понедельник и вторник.
Законно ли решение директора? Как предоставляются выходные дни работникам организаций, приостановка работы в которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям.
Задача 5. Учетчица автотранспортного предприятия Попова, имеющая годовалого ребенка, обратилась к работодателю с просьбой присоединить перерывы для кормления ребенка к обеденному перерыву и в суммированном виде перенести на начало рабочего дня с соответствующим его сокращением. Однако, ссылаясь на условия работы, работодатель предложил Поповой использовать суммированный перерыв в конце рабочего дня.
Правомерно ли решение работодателя? Дайте ответ на основе положений трудового законодательства.