double arrow

Практическое занятие 18

Рабочее время и время отдыха

(2 часа)

Форма проведения занятий: решение задач, разбор кейсов.

Вопросы к практическому занятию

1. Понятие и виды времени отдыха.

2. Перерывы в течение рабочего дня (смены).

3. Ежедневный (междусменный) и ежедневный непрерывный отдых, выходные дни.

4. Нерабочие праздничные дни, привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни.

Методические рекомендации

Прежде чем говорить о понятии времени отдыха, необходимо определить, что такое отдых. Затем на основе легального понятия времени отдыха следует выделить и раскрыть его особенности. К видам времени отдыха законодатель отнес: 1) перерывы в течение рабочего дня; 2) ежедневный (междусменный) отдых; 3) выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); 4) нерабочие праздничные дни; 5) отпуска. Задача студентов последовательно раскрыть каждый из видов времени отдыха по следующим критериям: понятие, цель, особенности.

Отпуск – это свободные от работы дни, предоставляемые работнику подряд, с сохранением за ним места работы (должности). К видам отпусков относят ежегодный оплачиваемый отпуск: основной и дополнительный отпуск, отпуск без сохранения заработной платы. При анализе любого вида отпуска рекомендуется обращать внимание на следующие характеристики: 1) целевое назначение отпуска; 2) категории работников, которым предоставляется отпуск; 3) основания предоставления отпуска; 4) порядок предоставления отпуска; 5) наличие или отсутствие материального обеспечения работника во время отпуска.

Задачи

Задача 1. В связи с празднованием юбилея города в организации, работающей в режиме пятидневной рабочей недели (выходные дни — суббота и воскресенье), был объявлен дополнительный выходной день — пятница. Тем же приказом руководителя организации одновременно была увеличена продолжительность рабочего дня на два часа ежедневно в течение рабочей недели, непосредственно предшествующей трем выходным дням.

Правомерно ли такое изменение режима работы?

Задача 2. Операторам автозаправочных станций сети «Омское топливо» был установлен трехсменный режим работы — сутки через двое (по скользящему графику).

Соответствует ли такой режим работы требованиям трудового законодательства?

Задача 3. Студентке первого курса заочного отделения Санкт-Петербургского государственного технического университета Никифоровой был предоставлен учебный отпуск для сдачи летней сессии с 25 мая по 15 июня.

16 июня она предъявила работодателю листок нетрудоспособности, из которого следовало, что в период с 1 по 7 июня Никифорова была больна. В этой связи она обратилась к работодателю с заявлением о продлении ей учебного отпуска на семь дней. При этом Никифорова ссылалась на то, что из-за болезни она не смогла сдать один экзамен и с разрешения учебного управления собирается сдать его 22 июня.

Подлежит ли продлению учебный отпуск, предоставленный Никифоровой?

Задача 4. Директор муниципального предприятия «Дом быта» своим приказом объявил выходными днями для всех работников организации понедельник и вторник.

Законно ли решение директора? Как предоставляются выходные дни работникам организаций, приостановка работы в которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям.

Задача 5. Учетчица автотранспортного предприятия Попова, имеющая годовалого ребенка, обратилась к работодателю с просьбой присоединить перерывы для кормления ребенка к обеденному перерыву и в суммированном виде перенести на начало рабочего дня с соответствующим его сокращением. Однако, ссылаясь на условия работы, работодатель предложил Поповой использовать суммированный перерыв в конце рабочего дня.

Правомерно ли решение работодателя? Дайте ответ на основе положений трудового законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: