double arrow

Себестоимость продукции: сущность, значение как экономической категории и ее виды


В процессе материального производства затрачивается живой и овеществленный труд. Совокупные затраты его на создание какого-либо продукта представляют собой общественные издержки. В условиях рыночных отношений они выступают как стоимость продукции.

Общественные издержки производства складываются из трех частей:

- потребленных (израсходованных) средств производства, созданных прошлым трудом и перенесенных на вновь созданный продукт (с). Другими словами, затрат прошлого (овеществленного) труда;

- стоимости продукта, созданного необходимым трудом (v), или затрат необходимого труда, что выражается в расходах на оплату труда;

- стоимости продукта, созданного прибавочным трудом (т), или затрат прибавочного труда, производящего чистый доход.

Следовательно, общественными издержками производства необходимо считать всю сумму затрат живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукта, т.е. c+v+m.

Наряду с общественными существуют и индивидуальные издержки предприятий. Каждое из предприятий осуществляет определенные затраты на приобретение и введение в производство определенных ресурсов (трудовых, материальных и средств труда).

Совокупность этих затрат представляют собой издержки предприятия на производство продукции.

В условиях рыночных отношений все издержки предприятия по производству продукции, работ и услуг принимают форму себестоимости.

Себестоимость как объективная экономическая категория характеризует производственные отношения в результате использования в производственном процессе ресурсов предприятия. Она обусловлена издержками производства и выражает затраты предприятия, обеспечивающие непрерывный оборот средств на основе их простого воспроизводства.

Главная особенность себестоимости состоит в том, что издержки производства в ней выражаются в денежной форме. В себестоимость продукции включается не стоимость потребленных средств производства, а их цена. Таким образом, себестоимость продукции представляет собой денежное выражение затрат предприятия на израсходованные средства производства и оплату труда. Она характеризует производственные отношения между субъектами хозяйствования и рынком, т.е. отношения, обусловленные использованием в производственном процессе основных его факторов: рабочей силы, средств и предметов труда, природных ресурсов.

Как показатель хозяйственной деятельности себестоимость отражает в стоимостной форме издержки предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Иными словами, себестоимость показывает, во что обходятся предприятию производство и сбыт продукции. По уровню себестоимости можно судить, насколько эффективно используется производственный потенциал предприятия. В себестоимости продукции находят отражение: уровень ведения хозяйства; производительность труда; снижение (увеличение) норм расхода сырья и материалов; результаты использования оборудования; техники и других видов основных средств, а также земельных угодий; совершенствование технологии и организации производства.

Следовательно, себестоимость продукции - это один из важнейших показателей хозяйственной деятельности предприятий, отражающий текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг), выраженные в денежной форме.

Себестоимость характеризует качественную сторону всей производственной и хозяйственной деятельности предприятий. Чем ниже себестоимость продукции при одинаковом уровне производства, тем выше его эффективность. Иными словами, изменение себестоимости (сокращение или увеличение) свидетельствует об удешевлении или удорожании единицы продукции, что сказывается на увеличении или уменьшении прибыли. Всесторонний анализ себестоимости дает возможность предприятиям выявить непроизводительные расходы, различного рода потери, находить пути сокращения и повышения эффективности затрат на производство продукции.

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

- учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

- база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

- экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

- определение оптимальных размеров предприятия;

- экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.

Себестоимость может быть общественной (отраслевой), исчисленной на основе затрат аграрного сектора в целом по стране, и индивидуальной (затраты на производство продукции конкретного предприятия). По характеру затрат различают производственную и полную (коммерческую) себестоимость. Первая включает в себя совокупность затрат живого и овеществленного труда на производство продукции и по ее перевозке внутри предприятия. Полная (коммерческая) себестоимость отличается от производственной дополнительными затратами на реализацию продукции (транспортировка к месту реализации, фасовка, упаковка, доработка, хранение).

Кроме того, различают плановую, провизорную (ожидаемую), фактическую (отчетную) и сметную себестоимости. Плановая исчисляется в начале календарного периода на планируемый срок и является составной частью бизнес-плана. Она включает затраты по установленным нормам и действующим в момент составления плана ценам. Провизорная себестоимость устанавливается по состоянию на 1 октября на основании фактических данных учета затрат и выхода продукции за 9 месяцев, расчетом ожидаемых затрат и выхода продукции в 4-м квартале. Фактическая себестоимость рассчитывается в конце отчетного периода по данным бухгалтерского учета затрат на производство и выхода продукции.

Себестоимость может быть выражена в сумме общих затрат на весь объем продукции или в виде затрат, приходящихся на единицу продукции, на 1 р. валовой продукции в сопоставимых ценах.

Снижение себестоимости продукции - это главный резерв повышения доходности предприятия, рентабельности производства, а следовательно, и экономической эффективности производства. Чем ниже себестоимость продукции, тем выше доходы предприятия, тем больше оно имеет возможностей для расширения производства, повышения материальной заинтересованности работников в результатах производства.


Сейчас читают про: