Аристотель. Их стремится стать единой, что становится очевид­ным при виде соединяющихся и спаривающихся живот­ных: из обоих возникает какое-то единое существо


их стремится стать единой, что становится очевид­ным при виде соединяющихся и спаривающихся живот­ных: из обоих возникает какое-то единое существо. бб И тем, которые не извергают семени, свойственно про­должительное время находиться в соединении, пока не образуется зачаток, что имеет место при спаривании на­секомых; у других же — пока не будет отдано нечто из введенных (в семя) частей, что образует зачаток в те­чение более долгого времени, как бывает у животных с кровью. Они находятся в соединении небольшую часть дня, а семедная влага формирует зачаток в течение не­скольких дней; выделивши такую влагу, они расходятся. И прямо кажется, что животные являются как бы разде­ленными растениями, например, если их, после того как они принесут семена, разделить и разъединить на прису­щий им женский и мужской пол. И все это природа устраи­вает с полным основанием. Ведь у растений по их сущ­ности нет другого дела и занятия, кроме произведения семян, и так как это осуществляется путем спаривания женского и мужского пола, то природа, соединив их друг с другом, расположила вместе; поэтому у растений жен­ский и мужской пол не разделены. Но то, что касается растений, рассмотрено в другом месте. А дело животного заключается не только в порождении — это обще всем живым существам, — но все они дричастны в известной мере познаванию, одни— в большей степени, другие — меньше, третьи — очень мало: ведь все они имеют ощу­щение, а ощущение есть известного рода познавание. По ценности оно значительно разнится, если обратить внима­ние с одной стороны на разумное мышление, с другой — 73ib на неодушевленные- предметы. Имейно, по сравнению с мышлением обладание только осязанием и вкусом кажется ничем; по сравнению же с отсутствием ощуще­ний (у растения или камня) — чем-то очень хорошим: следует быть довольным, если удается обладать и таким познаванием, а не лежать мертвым и не существующим. Отличаются по ощущению из всех живых существ только животные. Но так как им необходимо также и жить, поскольку они живые существа, то, когда они должны выполнить дело всего живущего, они спариваются и


О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЖИВОТНЫХ 89"

соединяются как бы в растение, о чем мы сказали рань-ше. Но черепокожие, стоящие посередине между живот­ными и растениями, как принадлежащие к тому и друго­му роду, не выполняют дела ни тех, ни других: подобно растению, они не имеют женского и мужского пола^ и не порождают одно в другом, а подобно животному они не производят из себя плода, как растения, но обра­зуются и рождаются из некого состава, землистого и влажного. Но об их возникновении речь будет позднее.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: