double arrow
АРИСТОТЕЛЬ. становятся способными к развитию; которых не коснут­ся - остаются бесплодными, как если бы самец у животных привносил не количественное


становятся способными к развитию; которых не коснут­ся - остаются бесплодными, как если бы самец у животных привносил не количественное, а качественное изменение. Итак^ что у животных, извергающих семя, последнее отходит не от всего тела, а также, что женский пол в процессе порождения приносит для образующихся су­ществ не то, что мужской, а именно мужской дает начало движения, женский — материю, — это ясно из сказан­ного. Поэтому женский пол не порождает сам из себя, ибо он нуждается в сообщающем движении и определяю­щем начале. Но у некоторых животных, например, у птиц, природа до известной степени может порождать, ибо они способны к образованию, но к образованию только так называемых жировых яиц.

22

Возникновение потомства происходит в самке, но не 730ь в самце: в самца ни он сам, ни самка не изливают семен­ной влаги, но оба приносят образуемое в них в самку, так как в самке находится материя, из которой состоит производимое. И необходимо, чтобы сейчас же на месте находилась та материя, из которой образуется первый зачаток, а другая все время прибывала бы, чтобы за­чавшееся могло расти; необходимо следовательно, чтобы рождение происходило в самке. Ведь, в таком же отно­шении стоит плотник к дереву, горшечник — к глине и вообще всякая обработка и последнее движение52 — к материи, например, стройка — к строющимся зданиям, Из этого можно понять и то, каким образом самец при­нимает участие в порождении; ведь не всякий самец извергает семя, и у тех самцов, которые его извергают, оно не является какой-либо частью возникающего за­чатка, так же как от плотника ничего не переходит в ма­терию дерева, и ни одна часть плотничьего искусства не заключается в той вещи, которая производится, но от плотника путем движения возникает в материи форма и вид; и душа, в которой заключается форма и научное зна­ние, сообщает рукам или другой какой-нибудь части то или иное движение: различное — если они должны





о возникновении животных



произвести что-нибудь различное и одно и то же — если одинаковое; руки же приводят в движение инструменты, а, инструменты —- материю. Подобным же образом при­рода, присущая самцу из числа извергающих семя, пользуется семенем как инструментом, притом имею­щим движение в состояний энергии, так же как движутся инструменты при производстве искусственных предметов; ведь, в них в известном отношении сосредоточиваются -движения искусства. И вот, самцы, извергающие семя, ишнно таким способом принимают участие в порожде­нии; там же, где самцы не извергают семени, но где самка вводит в самца какую-то часть самой себя, там, — невиди­мому, самец действует таким же образом, как ремеслен­ник, снабженный материалом. Вследствие слабости по­добных самцов их природа не способна производить что-либо при посредстве другого, но и в непосредствен­ной близости ее движения с трудом проявляют свою силу, и она подобна тем, которые лепят, а не плотни­чают, ибо она производит образующийся предмет, не касаясь его чём-либо иным, а сама, своими частями



23

Итак, у всех передвигающихся живых существ жен­ский пол обособлен от мужского, и одно животное яв­ляется самкой, другое — самцом, но в отношении вида они — тождественны, например, человек или лошадь 7зи есть и то, и другое. В растениях же эти свойства смеша­ны, и женский пол не отделен от мужского, — поэтому и растения порождают сами из себя и выбрасывают, не семенную влагу, а зачаток, так называемые, семена. Ж это хорошо выразил Эмпедокл в стихах:

«Так родят яйца большие деревья и прежде масдины».64 Ибо яйцо есть зачаток, и из одной части его выходит жи­вое существо, остальное служит пищей, и также из части семени выходит растение, остальное же становится пищей для ростка и первичного корня. В известном отношении то же самое происходит и у животных, имеющих в раз­дельности мужской и женский пол, ибо, когда они долж­ны рождать, они становятся нераздельными, и природа








Сейчас читают про: