пол является движущим и действующим, а женский, поскольку он таков, страдательным, к семенной жидкости самца самка будет привносить не семя, а материю, что очевидно и происходит, ибо природа месячных соответствует первой материи.
21
По поводу этих вопросов достаточно того, что было сказано. Вместе с тем из всего сказанного ясно, что по порядку следует рассмотреть дальше, каким образом 729ь самец может принимать участие в порождении и каким образом исходящее из самца семя служит причиной возникающего существа: как содержащееся в нем вещество-и изначальная часть возникающего тела, в смешении с материей, идущей от самки, — или, это тело" не имеет ничего общего с веществом семени, а принимает участие заключенная в семени сцла и движение. Ведь оно является действующим началом, а то, что образуется и получает форму, есть остаток выделения самки. Это очевидно и из рассуждений, и из фактов, ибо при рассмотрении вопроса с общей точки зрения оказывается, что единое никогда не возникает из страдательного и действующего таким образом, чтобы в этом едином содержалось действующее начало, и вообще этого не может произойти из движимого и движущего. Но теперь самка, поскольку она, является женским- началом, есть страдательное; самец, поскольку он мужское начало — действующее и «то, откуда исходит начало движения»,50 так что, если брать в том и другом эти крайности, то, поскольку одно есть действующее и движущее, другое — страдательное и движимое, из них может возникнуть единое только таким образом, как из плотника и дерева — ложе, или как из воска и формы — шар. Ясно, следовательно, что нет необходимости, чтобы от самца отходило нечто, или, если это нечто отходит, чтобы вследствие этого возникающее существо образовалось из него путем вхождения в его состав, а не путем Ьообщения движения и фо^мы, как ставший здоровым от применения врачебного искусства. С этим общим рассуждением находятся в со-