из всех, причина этому та, что зачаток образуется не из любого количества, но, если оно мало ющ чрезмерно велико, он не образуется, ибо потенция как испытывающей воздействие материи, так и действующего тепла есть нечто определенное. Равным образом и у больших животных, рождающих одного из большого количества выделения, не возникает много зачатков, потому что у них из определенного количества производится нечто количественно определенное. Таким образом, этого вещества в силу указанной причины больше, чем нужно, не изливается, а изливаемое согласно природе таково, что из него возникает только один зачаток; если же выйдет когда-нибудь больше, животное рождает двух, и это явление кажется более уродливым, как происходящее против большинства случаев и обыкновения. Что касается человека, он принадлежит ко всем этим видам, 772ь ибо он рождает и одного, и многих (иногда), и немногих. По своей природе он чаще всего рождает одного, вследствие влажности,и теплоты тела многих (ибо природа семени влажная и теплая), а вследствие большой величины — немногих или одного. Поэтому и сроки беременности у него одного из всех животных не одинаковы: у прочих — один, а у человека — несколько, ибо он рождает и семимесячных и десятимесячных, и в промежуточное время—так как и восьмимесячные живут, но реже. 137 Причину этого можно усмотреть из сказанного, а говорится об этом в «Проблемах». 138 Так следует решать эти вопросы; а что касается причины возникновения излишних частей, то она такова же, как и рождения близнецов. Причина этого лежит уже в зачатках: если материи сгустится больше, чем следует по природе части, тогда имен-нэ случается, что одна часть будет больше других, например, палец, рука, нога или какой-нибудь другой из конечных чяонов, или же вследствие расщепления зачатка их возникнет несколько^ подобно водоворотам в реках. Ибо и в них, если текущая и обладающая: особым движением вода натолкнется на какое-нибудь препятствие, то из одного вихря образуются два с тем же самым двия е нием; то же происходит и с задатками. w Они вырастают чаще всего поблизости друг от друга, а иногда и далеко,
|
|