239»
тельного. В «Метеорологии» (IV, I) Аристотель дает его подробную характеристику: «Простому возникновению в общем наиболее противоположно* гниение; всякое уничтожение, согласное с природой, ведет к нему, например, старость и засыхание». Определение гниения таково: «Гниение есть уничтожение во всякой влажной вещи свойственной ей и природной теплоты: посторонней теплотой; такой является теплота окружающей среды; следовательно, так как она испытывает воздействие от недостатка теплоты, а все лишенное этой силы есть холодное, причиной будет и то, и другое, и гниение будет общим результатом воздействия собственной холодности и посторонней теплоты. Поэтому все гниющее становится суше-и, наконец, землей и навозом, так как с уходом собственного тепла испаряется природная влажность и притягивающего влагу уже не будет, ибо ее привлекает собственная теплота. И в холодное время гниение меньше,. чем в жару».
Гниению могут подвергаться также земля, вода и воздух, — все,, кроме огня.
|
|
127 К е с т р е й (Mugil) — рыбы из рода голавлевых, куда принад
лежит, например, кефаль; они водятся у берега и заходят в реки. Размно
жение угрей (f ух^Ъ<;) до последнего времени оставалось загадкой, так как
для этой цели они предпринимают далекие странствия и личинки их дол
гое время считались особыми формами. Аристотель («История животных»,
VI, 16) указывает, что при вскрытии у них нельзя обнаружить половых
органов. Предполагали, что они возникают из глистов, которых можно
найти в них, но Аристотель убежден, что они возникают из «земляных
кишок», т. е. дождевых червей, которые сами возникают из грязи и влаж
ной земли. «Видели, — пишет он, — как одни угри выходят из них, другие-
же видны при разрывании и разрезывании их». Кроме того, они могут воз
никать в море, где имеются водоросли (фукусы), и в реках, у берегов, где-
сильнее шшение.
128 Стромбодами (cTpwjijioSsu;) Аристотель называл всех
моллюсков с извитыми раковинами.
КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ
120 Воззрение, связывающее в том или другом виде происхождение мальчиков с правой стороной, а девочек с левой, принадлежат к числу распространенных у разных народов. Кроме Анаксагора, о котором упоминается в начале главы, мы встречаем его в «Афоризмах» Гиппократа: «За- родыши мужского пола находятся более на правой стороне, женского — на левой» (V, 48).
Утверждение Л е о ф а нла встречается в книге «О сверхоплодотворении» «Гиппократова сборника», почему Литтре считал его одно время автором этой книги.
130 Здесь Аристотель дает своеобразное решение спорному и в наша время вопросу: что существует раньше, функция или соответствующий орган Они возникают одновременно. Это соответствует динамическому взгляду Аристотеля на природу и природные образования, не допускавшему^
-240