Княжне Татьяне Андреевне Волконской. Христос посреди нас. Матушка Татьяна Андреевна, радуйтесь о Господе!

Христос посреди нас. Матушка Татьяна Андреевна, радуйтесь о Господе!

Божие слово вашему сердцу да будет жизнью вечною, пищею и питием, одеждою нетленною и утешением радостным, прочее же, по слову Господню, само приложится: не сомневайтесь!

Ах, кто может совершенно обозреть всю землю: что на ней и что в ней; и самое море, и во глубине моря, и на волнах его носимые корабли? Посмотрите на пучину морскую, вбирающую в себя воду и потом извергающую. Спуститесь вашею мыслью в самую бездну глубже моря, сколько вам можно глубже, и еще глуб­же! Что же? ничего не видите; возвратитесь на свое место, отдохните. Пойдемте вместе на Араратскую гору, где Ноев ковчег остановился: что же здесь? Одно лишь место памятования всемирного потопа водного и напоминание бу­дущего потопа огненного... Перенесемся на Синайскую гору; здесь Ангелами положено те­ло святой великомученицы Екатерины,— вы читали житие ее? На сей святой горе Моисей пророк принял скрижали от Господа, когда ос­вободил израильтян от египетской работы... Вот другая гора, Афонская! Сию гору посещала Матерь Божия и обещалась в особенности ни­когда не оставлять на ней спасающихся иноков. Вся гора покрыта монастырями; однако я не хо­дил с вами на эту гору... Не утомились ли вы, по таким высотам странствуя? Подумайте, что мы видели? Ничего! Ничего еще не видели; посмот­рите на обширное небо и безмерное простран­ство неба — оно покрывает всю землю, а о вы­соте его что вы скажете?

Припоминаю себе, когда я был в суетных занятиях гордого мира, видел из астрономии — не упомню под каким она названием, только па­мятно, что в такой быстроте, как из пушки ле­тит ядро, надобно с чем-то миллион лет лететь непрестанно, чтобы долететь до одной из непо­движных звезд. Вот теперь видите, как высоко небо!!! А еще выше и выше! Полно, устанете: безмерно высоко! Где же и еще выше пребыва­ют Ангелы, посылаемые нам на помощь и хра­нение, Архангелы, Херувимы, Серафимы и Сам Господь Небесных Сил, Иже везде сый и вся ис­полняли! Непостижимо! Недомыслимо!

Теперь смиримся: аз есмь червь, а не че­ловек, поношение человеков, и уничижение людей - так смиренно сознавался царь и пророк святой Давид (Пс 21, 7). А сын его, о котором свидетельствовал Сам Господь, что не было прежде его премудрее его и по нем не будет по­добного ему во премудрости, сей премудрый Соломон сознавался, что он, как несмысленный отрок, еще ничего не знает... Таковым смиренным дает Господь благодать, и Сам воз­носит их превыше звезд...

В терпении нашем Господь обучает стя­жанию душевного богатства. Истинный покой где искать? Кого спросить об этом? Ответов много получим. Всякий по своему мнению мо­жет что-нибудь сказать. Но Сам Господь ве­щает нам и убеждает нас Своим словом. Он, будучи Создатель неба и земли и наш Творец, увещательно говорит к нам: научитеся от Ме­не, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обря­щете покой душам вашим (Мф 11,29). Где же Его кротость и смирение видеть нам? На Кресте Иисуса Христа.

Вот теперь знаете, как обрести покой душе своей: не беспокойтесь же ни о чем дру­гом, и тленном и погибающем. Сами знаете, что не можно вкупе угождать Богу и миру. Бог возлюбит вас, а мир возненавидит.

Многие прежде возлюбили было Бога, а потом, видя тесный и прискорбный путь, обратились к миру, чтобы от своих любимыми быть, прельщая себя, что и так можно спас­тись; однако не напрасно сказано, что многими скорбми подобает внити в Царствие Божие (Деян 14, 22).

Матушка, не подумайте, чтобы я писал вам не истину или на оскорбление души: о нет! Истинное слово от искреннего сердца сооб­щаю вашему сердцу: оно же чувствует в себе близость души моей; не сомневаюсь! И не вос­препятствует вам сие слово души посещать родных ваших, которые по долгу требуют ва­шей памяти: посещайте их о Господе помино­вением вашим. Господь утешает за терпение и слезы неизреченною радостью и веселием внутрь душевных чувств ваших. Чем дальше от прелести мира, тем ближе к истине святой не­бесной! Поскучать и поплакать ради Бога, ради спасения очень полезно. Ежели угодно, повто­рите написанное 17-го и 11-го числа в Четьях-Минеях с особенным вниманием: вам откроет­ся истинный разум читаемого слова. Вы знаете, что очень мало, которые спасаются: будьте и вы в числе малых, а не в числе многих. Да хра­нит вас святой Ангел, в тихом и безмолвном пребывании вашем, от уныния. Сентября 18-го, 1830 года

1.143. К княгине Т.А.В.

Радостно меня убеждает Маргарит, еще пока я жив, с вами говорить — возлюбленная о Господе сестра! Сообщаю вам искренность сердца моего ко внутреннему человеку: когда по­гружаюсь в глубину безмолвия, тогда очень приятно вера и надежда приветствуют меня Священным Писанием, уповают небесною любовью и нечто внутрь меня вещают мне: смотри:

Когда, о Господи, бываешь ты со мной;

Все тихо, мирно пред тобой!

Не уклоняйся же к наружным лестным видам для угождения во зле лежащему миру. Истинно знай:

Где самонадеяние и молва,

Там не приемлется свет, но злая тьма.

Внимай себе, молись,

Ко Господу стремись.

И буди с ним сердечно,

Чтобы спастись вечно.

Вот истинный для нас предмет!

Небесный Царь к себе зовет: Пойдем!

О Господе твой искреннейший друг — благая совесть. Вот что сообщает сердцу вашему непотр. р. Е. Февраля 28-го, 1831 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: