Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ И КРИВЫЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ




В экономической теории исходят из того, что поведение потребителя на рынке детерминируется тем, что он, также как и любой другой экономический агент, всегда находится в ситуации выбора. Имея множество разнообразных потребностей, с одной стороны, и располагая ограниченными средствами их удовлетворения, с другой, он вынужден делать выбор между различными комбинациями (наборами) благ. При этом его целью является максимизация полезности, т.е. получение максимума удовлетворения от приобретаемых на рынке благ.

Ситуация, когда потребитель максимизирует полезность и не имеет побудительных причин к изменению своего поведения, называется равновесием потребителя.

На выбор потребителя оказывают влияние две группы факторов: предпочтения и ограничения. Предпочтение – это признание того, что некоторое благо или набор благ является для человека более полезным, чем другое благо или набор благ.

В экономической теории в отношении потребительских предпочтений используются следующие предпосылки или аксиомы:

1. Аксиома полноты или упорядоченности. В соответствии с ней предполагается, что потребитель способен упорядочить любые комбинации (наборы) благ в соответствии со своими предпочтениями. Это означает, что потребитель может сравнить два набора благ и сказать, какой из них является более предпочтительным или что они являются для него равноценными. (Отношения предпочтения записываются так: A > B; отношения безразличия: A~B)

2. Аксиома транзитивности. В соответствии с ней предполагается, что, если некоторый набор благ А предпочитается набору В, а набор В в свою очередь предпочитается набору С, то А предпочитается С (записывается это так: если А > В, а В > С, то А > С). Или: если А ~ В, а В > C, то A > C; или: если A > B, а B ~ C, то
A > C).

3. Аксиома ненасыщения. Предполагается, что потребитель всегда предпочтет большее количество блага меньшему. То есть если набор А содержит какого-то товара на единицу больше, чем набор В, то А > В.

Графически потребительские предпочтения анализируются с помощью кривых безразличия. Кривая безразличия – это кривая, представляющая собой геометрическое место точек сочетания двух благ (X и Y), которые обеспечивают одинаковый уровень полезности и поэтому равноценны (безразличны) для потребителя (Рис. 4.1.1). Совокупность кривых безразличия, отражающих разный уровень полезности двух благ для отдельного потребителя, образуют карту безразличия. (Рис. 4.1.2). Каждая кривая на этой карте показывает набор товаров, к которым потребитель относится одинаково, безразлично.

 
 


Кривые безразличия обладают следующими свойствами:




1.Кривые безразличия выпуклы к началу координат. Это свойство обуславливается убыванием предельной нормы замещения. Предельная норма замещения (MRS) – это количество одного товара (Y), от которого готов отказаться потребитель, чтобы получить дополнительную единицу другого товара (X), оставаясь при этом на том же уровне полезности:

Двигаясь по кривой безразличия сверху вниз, потребитель наращивает потребление товара X, отказываясь при этом от потребления все меньшего количества товара Y. То есть по мере увеличения потребления одного товара, норма замещения уменьшается. Поэтому кривые безразличия выпуклы к началу координат.

Выпуклость кривой безразличия имеет два крайних случая (исключения):

1) если два блага являются абсолютными субститутами, то кривая безразличия принимает вид прямой линии, а – величина постоянная (Рис. 4.1.3, а).

2) если два блага абсолютно комплементарны, то кривая безразличия принимает вид взаимно перпендикулярных отрезков. MRS в данном случае стремится к бесконечности на вертикальном участке кривой безразличия и равна нулю на горизонтальной оси (в угловой точке – не определена) (Рис. 4.1.3, б).

 
 


2. Более высокие кривые безразличия соответствуют более высоким уровням полезности. То есть кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой безразличия, выражает более предпочтительный для данного потребителя набор товаров. Это свойство вытекает из аксиом ненасыщения и транзитивности.

Рассмотрим две кривые безразличия ( и ) с наборами благ А, В и С (Рис. 4.1.4).При этом наборы А и В, как принадлежащие одной кривой безразличия, равноценны для потребителя:
А ~ В. Набор С содержит такое же количество блага Y, что и набор А, но большее количество блага X. Поэтому в соответствии с аксиомой ненасыщения С > А. Из аксиомы транзитивности в свою очередь следует, что поскольку С > А, а А ~ В, то С > В. Обобщая, получим, что все наборы благ, принадлежащие кривой безразличия более предпочтительны всех наборов, принадлежащих кривой безразличия .



3. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Положительный наклон кривых безразличия невозможен, так как это противоречит аксиоме ненасыщения.

Пусть дана кривая безразличия U с набором благ А, В, С (Рис. 4.1.5). Проведем через точку В две взаимно перпендикулярные прямые. Мы получим 4 квадранта. При этом кривые безразличия с отрицательным наклоном будут принадлежать II и IV квадрантам, а с положительным – I и III квадрантам. Все точки, лежащие в III квадранте содержат большее, а все точки, лежащие в I квадранте – меньшее количество благ X и Y, чем точка В. Соответственно точки, лежащие в III квадранте, более предпочтительны, а лежащие в I квадранте – менее предпочтительны, чем точка В (аксиома ненасыщения). Следовательно, точки, безразличные В, например, А и С, должны находиться либо во II, либо в IV квадранте, а значит, кривая безразличия должна иметь отрицательный наклон.

4. Кривые безразличия никогда не пересекаются. Для доказательства этого свойства предположим, что кривые безразличия ( и ) пересекаются в точке А (Рис. 4.1.6).

Из аксиомы о ненасыщении следует, что В > С (В содержит больше Y, чем С). Наборы А и С лежат на одной кривой безразличия , поэтому А ~ С. Наборы А и В лежат на одной кривой безразличия и поэтому А ~ В. Из аксиомы о транзитивности следует, что если А ~ С и А ~ В, то В ~ С. Однако не могут одновременно быть В > С и В ~ С. Следовательно, кривые безразличия не могут пересекаться.





Дата добавления: 2015-02-14; просмотров: 3410; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9890 - | 7546 - или читать все...

Читайте также:

  1. V. Права и обязанности потребителя
  2. XVI. Ответственность исполнителя и потребителя
  3. БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ И РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ
  4. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя, ее свойства. Наклон бюджетной линии
  5. Введение. Потребление электроэнергии потребителями не остается постоянным
  6. Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, на смежных тепловых сетях и на перемычках
  7. Виды льгот и услуг, дополнительно оказываемых фирмой своим потребителям
  8. ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДОХОДА И ЦЕНЫ НА РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ. КРИВЫЕ «ДОХОД – ПОТРЕБЛЕНИЕ» И «ЦЕНА – ПОТРЕБЛЕНИЕ»
  9. Возможные предпочтения соискателей рабочего места при выборе предприятия
  10. ВОПРОС. КОЛЛИЗИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ
  11. Впишите пропущенное слово. Система сбыта ,состоящая из независимого производителя, одного или нескольких оптовых торговца и одного или нескольких розничных продавцов и потребителя
  12. Выбор потребителя при изменении цены: кривая


 

3.235.66.217 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.