Сегмент рынка - совокупность потребителей, имеющих схожие предпочтения, обладающих рядом одинаковых свойств и одинаково реагирующих на маркетинговые предложения. Критерии сегментации рынка - признаки, по кот. потребители отличаются друг от друга или, наоборот, могут быть объединены в одну группу (сегмент): географические (величина региона; плотность населения; климатические условия; административное деление; удаленность от центральных и региональных складов компании); демографические (возраст потребителей; пол; размер и структура семьи, количество детей); социально-экономические (образование; уровень доходов; занимаемая должность; профессиональная принадлежность; жилищные условия); психографические (стиль жизни (интересы, организация отдыха); личностные качества; мотивы покупательского поведения (ориентация на низкую цену, на длительный срок эксплуатации товара, на высокое качество); реакция на нововведения); технологические (отрасли (транспорт, машиностроение), в которых работают потребители; размер предприятия-потребителя; форма собственности предприятия-потребителя). Методы рыночной сегментации: традиционный подход к сегментации, выделение сегментов осуществ. по методу группировок, заключается в последовательной разбивке всей совокупности потребителей на группы по наиболее важным признакам, при этом каждая следующая группа разбивается на две части и отбирается подгруппа, содержащая целевых потребителей; метод многомерной классификации, подразумевающий проведение классификации потребителей одновременно по многим признакам, опирается на данные маркетинговых исследований, проводимых по репрезентативной выборке потенциальных клиентов, способен обеспечить более объективные результаты, но требует больших затрат.