double arrow

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

4. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

В соответствии с Федеральным Законом №181 от 17.07.1999 «Об основах охраны труда в РФ»

Статья 8. Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда:

Каждый работник имеет право на:

- рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон № 125 ФЗ «О социальном страховании);

- получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

- отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

- обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

- обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

- профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

- запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда;

- обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

- личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;

- внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;

- компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

Уголовный Кодекс РФ предусматривает:

Статья 143. Нарушение правил охраны труда:

1. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 219. Нарушение правил пожарной безопасности:

1. Нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека - наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Кодекс административных правонарушений РФ вступивший, в действие с 1 июня 2002 года предусматривает:

Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и законодательства об охране труда:

1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров административного штрафа.

2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному взысканию за аналогичное административное правонарушение, - влечет дисквалификацию на срок от одного года до пяти лет. Статья 5.44. Сокрытие страхового случая

Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров административного штрафа; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров административного штрафа; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров административного штрафа.

Одной из функций системы управления охраной труда является надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда.

Основными задачами государственной системы контроля являются:

- защита прав работников на труд в условиях безопасности и гигиены;

- профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- повышение уровня обучения работников безопасным методам и приемам труда;

- информирование работников о наличии вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах.

Устанавливаются следующие уровни и формы проведения контроля:

- постоянный контроль работниками исправности оборудования, приспособлений, инструмента, ограждений, защитного заземления и других средств защиты до начала и в процессе проведения работы;

- оперативный периодический трехступенчатый контроль, проводимый руководителями работ (бригадирами, мастерами, руководителями подразделений) с привлечением представителей трудового коллектива и профсоюзного (ых) органа (ов) в процессе оперативного руководства коллективами или закрепленными участками работ;

- выборочный контроль состояния охраны и условий безопасности труда, проводимый службой охраны труда.

В случае если при проведении контроля выявлены нарушения норм и правил охраны труда, то должны приниматься меры по их устранению. При этом если ситуация оценена как удовлетворительная, работы могут выполняться, а нарушение допускается устранить в течение определенного срока. Если же ситуация квалифицирована как "опасная" работы должны быть приостановлены и возобновлены только после устранения опасности.

Контроль за правильностью и своевременностью устранения выявленных нарушений норм и правил охраны труда в организациях осуществляет лицо, ответственное за обеспечение охраны труда в организации и служба (специалист) по охране труда.

Основным государственным контролирующим органом в области условий и охраны труда Правительством России определено Министерство труда и социального развития (Минтруд России).

Основными надзорными органами, осуществляющими надзор и контроль в области охраны труда, являются:

- Генеральная прокуратура РФ - осуществляющая общий надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, участвующая в проведении расследований причин аварий (катастроф), несчастных случаев со смертельным исходом и принимающая соответствующие решения в пределах своей компетенции;

- Федеральная инспекция труда Минтруда России – являющаяся единой федеральной централизованной системой государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и об охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется (расследует в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализирует их причины и разрабатывает предложения по предупреждению таких случаев; рассматривает в соответствии с законодательством Российской Федерации дела об административных правонарушениях и т.д.);

- Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор РФ) осуществляющий нормативное регулирование, а также специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности в соответствии с ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

- Главное управление государственной противопожарной службы МВД России: организует разработку государственных мер и нормативного регулирования в области пожарной безопасности;

- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - организующее разработку и реализацию федеральных целевых и научно-технических программ, направленных на предотвращение ЧС, осуществляет государственный надзор за выполнением мероприятий по предупреждению ЧС и т.д.;

- Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора:

- осуществляющий государственный надзор за соблюдением предприятиями гигиенических норм, санитарно-гигиенических, санитарно противоэпидемических правил

- участвующий в проведении инструментальных замеров по условиям труда на рабочих местах;

- анализирующий причины профессиональных заболеваний и разрабатывающий предложения по профилактике профессиональной патологии;

- взаимодействующий с органами исполнительной власти по созданию безопасных условий труда в соответствии с действующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

· разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

· разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

· оценке соответствия.

Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

ССБТ — комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила, направленные на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда, кроме вопросов, регулируемых трудовым законодательством.

Переходные положения ФЗ «О техническом регулировании» предусматривают: Статья 46.

1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

· защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

· охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.

Вопросы самоконтроля:

1.Цель аттестации рабочих мест.

2.Виды инструктажей на рабочем месте.

Литература:

1.Безопасность жизнедеятельности / Под общ. ред. С.В. Белова. – М.: Высшая школа, 2004г.

2.Лапин В.Л., Сердюк Н.И. Управление охраной труда на предприятии. – М.: МИПК МАТИ, 1986.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: