Рис. 15. Каналы распределения различной протяженности
Каналы, состоящие из посредников, позиционирующих на одной территории, реализующих идентичную продукцию и действующих как единая система, называются горизонтальными.
Вертикальные каналы распределения – это каналы, состоящие из производителя и/или нескольких посредников, действующих как одна единая система.
Один из членов канала, как правило, либо является собственником остальных компаний-участниц, либо предоставляет им определенные привилегии.
Общеизвестны количественные характеристики распределительных каналов:
– уровень канала;
– длина канала;
– ширина канала;
– мощность канала.
Уровень канала (главная характеристика) – это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственника на него к конечному потребителю.
Длина и ширина каналов характеризуются числом посредников (оптовых и розничных, торговых или функциональных) на любом этапе реализации продукции предприятия (например, количество всех оптовых фирм, закупающих товары у производителя), рассматриваемых в вертикальном (ширина канала) или горизонтальном (длина канала) разрезах[11].
Мощность канала характеризуется количеством продукции (в стоимостном или натуральном выражении в случае ее однородности), продвигаемой через него.