Экономика России в годы мировой войны

Россия вступила в первую мировую войну неподготовленной в политическом и военно-стратегическом плане. В стране еще не завершилась индустриализация. Недостаточно были развиты отрасли, играющие важную роль в военном производстве: металлообрабатывающая, металлургическая и др. Особенно слабо было развито машиностроение. Подавляющее количество станков для военного производства ввозилось из-за границы. Начавшаяся в 1908 г. реорганизация вооруженных сил и модернизация вооружения из-за управленческой неразворотливости и бюрократизма к началу войны не закончилась. Рассчитывая, что военные действия будут вестись в тесном единстве с союзниками и на чужих территориях, Россия вступила в войну, не имея плана эвакуации промышленных предприятий западных территорий (Польша, Прибалтика, Западная Украина), которые оказались в зоне военных действий. Не было и плана перевода экономики страны на военные рельсы. Расчеты на скоротечный характер войны не оправдались. Мобилизационный запас снарядов был израсходован за 4 месяца, а для его восстановления при существовавших темпах производства требовался год. С декабря 1914 г. по март 1915 г. фронт получил лишь треть необходимого количества снарядов и винтовок.

С началом войны остро встали задачи перевода экономики на военные рельсы, создания крепкого военного хозяйства. Однако до весны 1915 г. не было организованной, широкой перестройки на военный лад хозяйственной жизни страны. В 1914 г. правительство ограничилось переводом казенных военных заводов и отдельных крупных частных предприятий на обслуживание армии и флота, что не решало проблемы снабжения армии оружием и боеприпасами. С большим опозданием, только осенью 1915 г. началась эвакуация промышленных предприятий из зоны военных действий. Причем государство не занималось ее организацией, а все возлагалось на самих предпринимателей, которым были выделены средства. В результате большинство фабрик и заводов в Польше и Прибалтике попали в руки противника. Эвакуированные предприятия на новом месте приступали к выпуску продукции медленно и с большим трудом.

Война вызвала потребность в усилении централизованного государственного регулирования хозяйственной жизни страны, создании специальных органов для координации действий промышленности, распределения сырья и топлива. Создаются различные комитеты по снабжению действующей армии главнейшими видами довольствия, вооружения.

Одновременно с этими шагами правительства активную деятельность развернули представители частного капитала и земств, стремясь расширить свое влияние на государственные органы, ведающие снабжением армии. Создавались различные комитеты и общества. На базе земств и городских дум был создан Главный комитет по снабжению армии (Земгор), который взял в свои руки мобилизацию мелкой и средней промышленности для снабжения армии снаряжением и вооружением. Весной 1915 г. на съезде представителей промышленности и торговли было решено создать по всей стране военно-промышленные комитеты (ВПК) с целью усиления своего влияния на управление. В их состав входили видные промышленники, банкиры, представители технической интеллигенции. В развитии военного производства комитеты большой роли не сыграли, но их деятельность имела известное значение для обеспечения армии вещевым и интендантским довольствием, для мобилизации мелких и средних предприятий.

В августе 1915 г. правительство создало 4 Особых совещания: по обороне, по топливу, по перевозкам и по продовольствию во главе с соответствующими министерствами. В работе Особых совещаний, наряду с чиновниками министерств, принимали участие представители других государственных органов, Государственного совета, представители крупного промышленного капитала. Это свидетельствовало о сращивании государственного аппарата с капиталом и оформлении государственно-монополистического капитализма. Главным было Особое совещание по обороне, которое руководило военной промышленностью и снабжением фронта, распределяло военные заказы, а также объединяло усилия трех остальных Особых совещаний.

Особые совещания имели разветвленную сеть своих органов на местах и широкие полномочия. В качестве инструментов регулирования они могли использовать государственные заказы, фиксированные и предельные цены, ограничение свободы торговли вплоть до введения государственной монополии, реквизиции продукции и т.д. Они разрабатывали планы снабжения армии и населения продовольствием, топливом и т.п., выдавали авансы предприятиям, содействовали в выполнении заказов. Эти меры способствовали более быстрому переводу хозяйства на военные рельсы и придавали системе хозяйственного управления более централизованную форму.

Промышленность с большими трудностями приспосабливалась к условиям войны. Переходили на выпуск военной продукции металлургические, металлообрабатывающие, машино- и станкостроительные заводы. Начали выпускать продукцию для нужд войны предприятия легкой промышленности. С целью увеличения выпуска вооружения Особое совещание по обороне объединяло заводы в группы для выполнения военных заказов. В центре такой группы ставился специализированный военный завод, а остальные присоединялись к нему для выполнения вспомогательных операций. Такое промышленное кооперирование позволило существенно увеличить производство вооружения. Так, в августе 1916 г. винтовок было изготовлено на 100 % больше, чем а вагусте1914 г. Производство пушек (76 –мм и горных) с января 1916 по январь 1917 г. увеличилось более чем на 100 %, а 76-мм снарядов на 2000 %. Выработка пороха и взрывчатых веществ выросла на 250-300 %. Было налажено производство тяжелой артиллерии. Однако удовлетворить в полном объеме потребности фронта в вооружении отечественная промышленность не могла. Русская армия зависела от военных поставок союзников.

С первых дней войны узким местом в экономике России оказался железнодорожный транспорт. Страна вступила в войну, имея слабо развитую сеть железных дорог и крайне недостаточное количество паровозов и вагонов. Россия почти полностью зависела от английских поставок паровозных двигателей, которые прекратились с началом войны. Невелика была пропускная способность железных дорог, отсутствовала связь с морскими портами, через которые союзники осуществляли военные поставки. Оккупация западной части страны с более густой сетью железных дорог, изменение направленности грузопотоков привели к хаосу на железных дорогах. Они оказались забиты военными грузами, эшелонами с солдатами. Для хозяйственных грузов не хватало подвижного состава. Он не справлялся с резко возросшими объемами перевозок топлива, сырья, продовольствия. Подвижной состав выходил из строя, а его ремонт осложнялся нехваткой квалифицированных кадров, мобилизованных в действующую армию. Остро встала проблема пополнения железных дорог подвижным составом и рельсами.

Следует заметить, что во время войны железнодорожное строительство в стране не прекратилось. За годы войны было сдано в эксплуатацию около 10 тыс. км. железных дорог. В итоге пропускная способность железных дорог увеличилась. Тем не менее, накануне Февральской революции железнодорожный транспорт находился в глубоком кризисе, что явилось непосредственной причиной расстройства других отраслей экономики.

В стране усиливался топливный голод. Железные дороги не успевали подвозить уголь. Кроме того, Россия в ходе войны потеряла некоторые угольные бассейны. Хотя Донбасс несколько увеличил добычу угля, но компенсировать потери и удовлетворить возросшие потребности этот регион не мог. Компенсировать нехватку угля в определенной степени могли торф и дрова, но и здесь вставала проблема их транспортировки до железнодорожных магистралей или до рек. Из–за недостатка угля и нефти в конце 1916 г. стали закрываться заводы, многие предприятия работали не на полную мощность.

Напряженное положение создалось с продовольственным снабжением армии и промышленных центров. Деревня в связи с призывом в армию лишилась значительной части трудоспособного населения. Были реквизированы 2,5 млн. лошадей. Сократились посевные площади, цены на продукты питания выросли в несколько раз. Несмотря на то, что в 1914 – 1916 гг. были высокие урожаи хлеба, с 1916 г. в городах стал ощущаться недостаток продовольствия. Хлеб в стране был, но топливный кризис, развал железнодорожного транспорта затруднили хлебные перевозки. В 1916 г. огромные запасы хлеба скопились на железнодорожных станциях в ряде черноземных губерний и районах Сибири. Большое количество хлеба находилось в руках кулаков, торговцев, мукомолов, которые его придерживали в надежде на повышение. Кроме того, промышленность резко сократила производство товаров для деревни, что вызвало рост цен на них. Нарушались хозяйственные связи между городом и деревней.

В начале 1916 г. во многих городах решением местных властей были введены карточки, установлены нормы выдачи муки и круп. Центральная власть ввела твердые цены на хлеб по всей стране. Но у государства хлеба становилась все меньше, а на черном рынке он был все дороже. В конце 1916 г. царское правительство и Дума ввели в стране продовольственную разверстку. Она означала обязательные поставки хлеба в казну по твердой цене. Это ущемляло интересы поставщиков хлеба и приводило к срыву заготовок, росту спекуляции и взяточничества чиновников.

Война вызвала расстройство финансов. Она потребовала огромных расходов. Если каждый день войны в 1914 г. обходился в среднем примерно в 10 млн. руб., то в 1916 – в 40 млн. руб., а в 1917 –50-65 млн. руб. Военные расходы покрывались за счет выпуска бумажных денег, государственных внутренних и внешних займов, роста налогов.

С начала войны прекратился обмен бумажных денег на золото и наращивался выпуск кредитных билетов. Огромный выпуск бумажных денег и сокращение производства промтоваров приводили к инфляции и росту цен. Стоимость бумажного рубля к февралю 1917 г. упала до 27 довоенных копеек. С начала войны и до Февральской революции было выпущено шесть внутренних займов на сумму 8 млрд. руб. Они не получили широкого распространения среди граждан страны, но увеличили долг России до 60 млрд. рублей. На уплату процентов по долгу надо было тратить ежегодно 3 млрд. руб., т.е. столько, сколько перед войной составляли все государственные доходы России. Источником для покрытия расходов стали внешние займы. Главным кредитором России во время войны была Англия, предоставившая правительству 4,5 млрд. руб. Среди кредиторов были Франция, США, Япония, Италия. Предоставленные союзниками займы шли на оплату заграничных поставок и боевого снаряжения, процентов по старым долгам, поддержание падающего курса рубля.

Экономика России с ее многочисленными феодальными пережитками оказалась не в состоянии вынести тяжести войны. В результате Февральской революции в стране сложилось двоевластие: было образовано Временное правительство из членов Государственной думы и Советы, находившиеся под влиянием левых партий.

Временное правительство продолжало войну «до победного конца», что еще больше усугубляло разруху в стране. Правительство пыталось реорганизовать органы управления экономикой. Были созданы Экономический Совет и Главный экономический комитет для регулирования экономической жизни страны. Однако экономическое положение страны продолжало ухудшаться, падало промышленное производство, усилился топливный голод. Не улучшило снабжение страны топливом и введение государственной монополии на торговлю донецким углем.

Углублялся продовольственный кризис. Для его преодоления Временное правительство в марте 1917 г. ввело хлебную монополию и карточную систему на продовольственные товары. Весь хлеб, за исключением запаса, необходимого для продовольственных и хозяйственных нужд владельца, подлежал продаже по твердым ценам государству. Однако владельцы хлеба саботировали государственные хлебозаготовки. Временное правительство ввело твердые цены на продовольствие, топливо, основные виды сырья и материалов. Это вызвало рост дефицита на потребительском рынке и фактически сломало товарно-денежный механизм хозяйствования.

Столкнувшись с необходимостью покрывать возросшие военные расходы (55,5 млн. руб. в день в первой половине 1917 г.), Временное правительство приняло 3 налоговых закона о повышении ставок подоходного налога и налога на военную сверхприбыль, но не смогло провести их в жизнь. Выпускалось все больше бумажных денег. За 8 месяцев Временное правительство выпустило бумажных денег больше, чем царское правительство за 32 месяца войны, что вело к росту инфляции и дороговизны. Временное правительство выпустило «Заем свободы», однако народные массы и имущие классы его не поддержали. Правительство пыталось получить новые займы у Англии, Франции и США, но союзники опасались давать кредиты и урезали размеры финансовой помощи. Государственный долг за 8 месяцев 1917 г. увеличился на 14,4 млрд. рублей, в т.ч. внешний долг – на 2 млрд. руб. Покупательская способность рубля упала до 6-7 довоенных копеек.

В конечном итоге экономическая политика Временного правительства не привела к улучшению экономической ситуации. Крупное промышленное производство стояло перед угрозой остановки. Валовая продукция за 1917 г. уменьшилась на 36 %, добыча угля упала на 24 %. Транспорт был парализован. В стране при наличии хлеба был продовольственный кризис. В России нарушились единство производства, обмена и потребления продукции, естественные экономические связи между городом и деревней, происходила децентрализация экономической жизни, распад на замкнуты районы и натурализация экономики, росла безработица. Власть оказалась неспособной остановить нарастание экономического кризиса.

Вопросы к теме:

1. Каковое значение отмены крепостного права для экономического развития России? Почему реформа 1861 г. носила половинчатый, незавершенный характер?

2. Объясните понятия «отрезки», «временнообязанные крестьяне».

3. Какие процессы происходили в сельском хозяйстве после отмены крепостного права?

4. Что такое промышленный переворот и как он протекал в России?

5. Охарактеризуйте развитие железнодорожного транспорта во II половине XIX века?

6. Каково содержание реформ С.Ю. Витте и их влияние на экономическое развитие России?

7. Как шел процесс образования российских монополий?

8. Каковы сущность, направления и итоги столыпинской аграрной реформы?

9. Какова роль иностранного капитала в развитии экономики России во II половине XIX - начале XX века?

10. Какие изменения произошли в экономике России в годы первой мировой войны?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: