Отмена крепостного права и становление рыночно-капиталистической экономики (60 – 90–е годы XIX в.)

Необходимость крестьянской реформы осознавалась давно, но попытки предшественников Александра II начать освобождение крестьян наталкивались на глухую оппозицию высших сановников и вызывали ропот поместного дворянства. Только к середине XIX в. сложились объективные предпосылки для проведения крестьянской реформы. Во-первых, помещичье хозяйство, основанное на внеэкономическом принуждении крестьян переживало кризис, эффективность хозяйств снижалась, что остро ставило вопрос о переходе к рыночному хозяйству. Во-вторых, развитие промышленности сдерживалось узостью внутреннего рынка из-за низкой покупательной способности подавляющей части населения и недостатком свободной рабочей силы, т.к. крепостные крестьяне не обладали правом свободного передвижения из деревни в город. В-третьих, страна болезненно переживала поражение в Крымской войне (1853 – 1856 гг.), которое явилось следствием военного и технического отставания от передовых стран мира. Если Франция и Англия уже имели мощный паровой флот, новое артиллерийское и стрелковое оружие, то у России оставался еще парусный флот, гладкоствольные ружья и т.п. В-четвертых, в стране фиксировалось все большее количество крестьянских антифеодальных выступлений, что не могло не волновать правящие круги. Александр II понимал, что «лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно будет отменено снизу».

Подготовка отмены крепостного права началась в январе 1857 г., когда был создан Секретный комитет по подготовке освобождения крестьян. В 1858 г. он был преобразован в Главный комитет «О помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». В начале 1859 г. были образованы Редакционные комиссии по подготовке закона об освобождении крестьян, в состав которых входили ученые, экономисты, общественные деятели, крупные чиновники, придерживающиеся, как правило, либеральных взглядов. В результате был выработан компромиссный вариант реформы.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права в России и ряд «Положений», разъясняющих условия освобождения крестьян. Все крепостные крестьяне получили личную свободу и гражданские права. Теперь они могли на свое имя покупать землю, дома, заключать сделки, заниматься торговлей. Вся земля в дворянских поместьях считалась собственностью помещиков, но предусматривалось обязательное наделение крестьян усадебной и полевой землей. Полевой надел давался не в собственность, а в пользование. При этом крестьяне должны были нести повинности (барщину или оброк), пока не выкупят полностью землю у помещика. Размер надела и объем повинностей фиксировались в уставных грамотах.

Землю получали не все крестьяне. Дворовые крестьяне, крестьяне, переведенные на месячину, рабочие вотчинных мануфактур, крестьяне южного берега Крыма землю не получали. Земля переходила от помещика к сельской общине, которая проводила распределение наделов между крестьянскими дворами по количеству душ мужского пола. В пределах общины крестьяне не являлись собственниками земли, а лишь ее временными пользователями. В общине сохранялась круговая порука при уплате податей и повинностей.

При определении норм крестьянских наделов учитывались местные особенности. Вся территория Европейской России была разделена на три зоны – нечерноземную, черноземную и степную. В первых двух устанавливались «высшие» и «низшие» наделы, а в степной – одна, так называемая «указная». Высшие наделы по разным губерниям колебались от 3 до 7 десятин земли, низшие – от 1 до 2 десятин. Если прежние наделы крестьян были больше «высшей» или «указной» нормы, помещик мог отрезать излишки в свою пользу, если же прежние наделы были меньше «низшей» нормы, помещик должен был прирезать крестьянам недостающую землю. На практике последнее случалось редко. Следует заметить, что у крестьян землю отрезали и в случае, если в распоряжении помещика оставалось менее 1/3 всей земли имения. При согласии крестьян они могли получить «дарственный надел», который составлял 1/4 часть высшего надела и давался без выкупа.

Все земли, которые помещики отрезали от крестьянских наделов, стали называться «отрезками». В результате реформы крестьяне России потеряли в среднем до 20 % дореформенной земли. Как правило, отрезались наиболее ценные и необходимые угодья (луга, выпасы и т.п.), которые крестьяне отныне вынуждены были арендовать.

Свой земельный надел крестьяне должны были выкупить у помещика. Поскольку у большинства крестьян не было денег для выкупа, роль посредника между крестьянами и помещиками по выкупу взяло на себя государство. Крестьянин сразу выплачивал 20 % выкупной суммы, а остальные 80 % вносило за крестьян государство облигациями государственного займа, приносившими 6 % годовых. В итоге помещики, теряя часть своей земли, переходящей в собственность крестьян, не теряли дохода с этой земли. Крестьяне же становились должниками государства. Операция по возвращению долга растягивалась на 49 лет с выплатой ежегодно 6 % выкупной суммы. Крестьяне до выкупа земли считались временнообязанными и должны были по-прежнему отрабатывать барщину или оброк. Срок временнообязанного состояния вначале не был определен.

Следует заметить, что многие крестьяне не спешили с выкупом своих наделов. Такое положение не устраивало правительство и оно объявило, что с 1883 г. выкуп становится обязательным, а временнообязанное состояние прекращается. Наделы были выкуплены к 1895 г., а выкупные платежи полностью отменены в 1907 г. К тому времени бывшие помещичьи крестьяне внесли 1 млрд. 570 млн. рублей выкупа за землю, рыночная стоимость которой в начале 60-х гг. составляла 544 млн. руб., т.е. в 3 раза меньше.

В последующие годы были проведены реформы для удельных и государственных крестьян. Оценивая значение реформы 1861 г., следует отметить, что она послужила юридической гранью между двумя эпохами российской истории – феодализмом и капитализмом. Отмена крепостного права и последовавшие за ней реформы (земская, городская, судебная, военная, финансовая, реформа образования) дали возможность сломать феодальные отношения и ускорить темпы развития капитализма.

Однако остатки крепостничества, сохранившиеся после 1861 г., затрудняли развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве. Огромные выкупные платежи тяжким бременем лежали на миллионах крестьян. Кроме того, усиливалась роль крестьянской общины. Без ее разрешения крестьянин не мог получить паспорт и уйти из деревни, не мог получить свой надел в собственность и свободно им распоряжаться. Община перераспределяла землю между крестьянами, диктовала, какие культуры и на каком поле сеять, определяла сроки посева и уборки урожая. Результатом было низкое качество обработки земли, низкая урожайность и товарность. И все же рыночные отношения в 80-90 –х гг. XIX в. проникали и в аграрный сектор. Свидетельством этого были расслоение крестьянства, перестройка помещичьих хозяйств, рост товарности производства.

Процесс разложения крестьянства состоял в том, что за счет сокращения численности середняцкой массы формировались сельский пролетариат и буржуазия. Часть крестьян внутри общины беднела и разорялась. Это были малоземельные крестьянские дворы (имели наделы менее 5 десятин на двор), которые даже в урожайные годы не могли свести концы с концами. Поэтому основным источником существования таких бедняков являлся заработок на стороне. Однако продать землю и уйти в город они не могли из-за существования общины. Из этого слоя выделялась группа «раскрестьянившихся» крестьян, которые теряли хозяйственную самостоятельность и пополняли рынок наемного труда. К концу XIX в. ежегодно покидали деревню и уходили на заработки 5-6 млн. разорившихся крестьян.

В результате расслоения крестьянства выделялась сельская буржуазия (кулаки). Общинные порядки мешали предпринимательству кулаков: увеличить земельные владения за счет крестьянских наделов было невозможно, а в условиях чересполосицы и трехполья и не имело смысла. Накопленные капиталы кулаки использовали в сфере торговли и промышленности. Реже кулаки выступали в роли сельскохозяйственных предпринимателей. Такие хозяйства ориентировались на рынок, на получение чистой прибыли. Кулацкие хозяйства, дававшие товарный хлеб, составляли примерно 20 % всех дворов и имели в своих руках треть надельной, три пятых арендованной и более двух третей купчей земли. Кулаки сосредоточили у себя более 60 % рабочего скота, 80-90 % улучшенных орудий, нанимали крестьян и временных работников, применяли улучшенные севообороты и удобрения. Товарность кулацких хозяйств составляла 30-40 % и более, а середняцкие и бедняцкие дворы продавали только 15-20 % своей продукции. К концу века кулацкие хозяйства давали около половины товарного хлеба страны, что в 2 раза больше, чем помещики, хотя земельный фонд у них был одинаков. Кулаки стали господствовать в деревне в 80-90 гг. XIX в.

Помещичьи хозяйства после реформы 1861 г. также испытывали своеобразное расслоение. Одна часть помещиков не могла приспособиться к новой ситуации, распродавала свои земли, разорялась. Другая часть дворян вела хозяйство по старинке. Основой существования таких помещичьих хозяйств служили отработки, когда крестьяне отрабатывали долг (например, ссуду, взятую для уплаты выкупных платежей) или расплачивались своим трудом за аренду помещичьей земли. Труд крестьян на отработках – кабальный, почти принудительный, а его производительность низкая. Технический уровень в большинстве помещичьих хозяйств был таким же низким, как и у крестьян. Это вело к тому, что и эти помещичьи хозяйства приходили в упадок и разорялись. В 80-х гг. в среднем за год продавались 160 помещичьих имений, а в 90-е гг. – свыше 2000.

Для помощи помещикам в 80-х гг. были основаны два банка: Дворянский земельный банк, который давал помещикам на льготных условиях ссуды под залог земли, и Крестьянский земельный банк, который принимал на комиссию земли помещиков для продажи крестьянам и благодаря своей монополии поддерживал высокий уровень цен.

Часть помещиков вполне успешно перестраивала свое хозяйство в крупные капиталистические фермы. Эти помещики применяли достижения агротехники, машины, минеральные удобрения, разводили породистый скот, нанимали рабочих. К концу века такие помещичьи хозяйства давали около четверти товарного хлеба.

Мировой опыт развития капитализма в сельском хозяйстве продемонстрировал два основных варианта этого процесса. Эти варианты в советской историографии получили названия: прусский помещичье-буржуазный, юнкерский тип аграрной буржуазной эволюциии американский крестьянско-буржуазный, фермерский тип. Прусский тип характеризуется сохранением крупного помещичьего землевладения, пережитков феодализма. Это путь медленного приспособления феодальных структур к капиталистическому способу производства. Американский тип – это путь создания фермерских хозяйств, свободного предпринимательства. Он отличался интенсивным развитием производительных сил, внедрением сельхозмашин, распространением достижений агрикультуры, свободой в применении наемного труда. В России имели место оба варианта, преобладал, однако, прусский тип, который имел место в центре и на Западе Европейской России. В степях Заволжья, Украины, Северного Кавказа, в Сибири преобладал американский тип аграрной эволюции.

Развитие капитализма в земледелии вело к росту товарного производства, усиливало специализацию районов. Центр зернового производства перемещался из черноземных губерний на южные и восточные окраины. На юге возникли настоящие «пшеничные фабрики». В губерниях Нечерноземья и Севера быстро росли посевы льна. Прибалтийские, западные и северные губернии сосредоточили 60 % производства молока и масла. Выделялись районы табаководства, бахчеводства, садоводства и т.д., что способствовало рыночному обмену между регионами. Большое развитие получило животноводство и огородничество вокруг городов, которые предъявляли повышенный спрос на овощи, мясо и молочные продукты.

Таким образом, в пореформенном сельском хозяйстве все более явно проступал его товарный характер. При этом в рыночный оборот включалась не только сельскохозяйственная продукция, но и земельные угодья, рабочая сила. Более четко оформилась региональная специализация сельского хозяйства.

Вместе с тем, к концу века аграрный вопрос оставался острым, так как реформа 1861 г. не была доведена до логического завершения. Резко возросло крестьянское малоземелье. Размеры душевого надела сократились с 5 до 2,7 десятин. Землю приходилось арендовать на кабальных условиях или покупать за высокую цену. Крестьянство испытывало огромный налоговый гнет. Из общей суммы налогов, поступавших в казну от сельского населения, 94 % взимались с крестьянских хозяйств, и лишь 6 % - с помещичьих. В деревне сохранялась община, тормозившая развитие капитализма. Сельское хозяйство оставалось отсталым в техническом и в аграрном отношении Следствием отсталости сельского хозяйства были крайне низкая урожайность, нищета, периодический голод.

Крестьянская реформа стимулировала и развитие промышленности, роль которой неуклонно повышалась. Развитие российской промышленности в первые пореформенные десятилетия характеризовалось с одной стороны, переходом ее старых отраслей на вольнонаемный труд и паровую энергетику, а с другой – появлением новых производств, рожденных в ходе промышленной революции. Исследователи выделяют два этапа в ее развитии: 1) с начала 60-х гг. до середины 80-х гг. и 2) с середины 80-х гг. до конца столетия.

В течение первого периода происходит переход большинства отраслей на капиталистические рельсы. В это время формируются основные элементы отраслевой структуры, утверждается фабрично-заводское производство, создаются предпосылки для динамичного индустриального развития. Одновременно рождаются новые производства: транспортное машиностроение (паровозо- и вагоностроение), добыча каменного угля и производство кокса, химическая, нефтедобывающая и нафтеперерабатывающая промышленности, меднопрокатное производство и т.д. К середине 80-х гг. завершается промышленный переворот.

В течение второго этапа набирает силу индустриализация, ведется ускоренное железнодорожное строительство. Именно потребности последнего подталкивали рост тяжелой промышленности. В 80 – 90-х гг. была проведена коренная реконструкция промышленного производства.

В первые пореформенные десятилетия крупная промышленность была представлена главным образом текстильными и пищевыми предприятиями. Хлопчатобумажная промышленность по объему производства, количеству рабочих и роли в народном хозяйстве занимала в 60 – 70-е годы ведущее место. В пищевой промышленности наибольшие успехи сделала свеклосахарная промышленность, быстро перестроившаяся на использование труда наемных рабочих.

Горнозаводская и металлургическая промышленности переживала трудный процесс перехода к наемному труду. Горнозаводская промышленность Урала в первые годы после реформы находилась в кризисе. Технический уровень уральских заводов был низким. Положение в металлургической промышленности стало меняться только в 80-е годы XIX в.

В 60-е - 70-е годы началось развитие машиностроительной промышленности, центрами которой стали Москва и Петербург. С 1869 г. на Коломенском машиностроительном заводе (основан в 1864 г.) началась постройка паровозов. В начале 70-х гг. в стране было пущено в ход 8 рельсопрокатных, 5 паровозостроительных и 12 вагоностроительных заводов.

Следует отметить, что вступление российской промышленности в эпоху капитализма обусловило циклический характер ее развития. В 1873-1875 гг. русская промышленность испытала первый циклический кризис. Он затронул легкую промышленность и был результатом недопотребления: покупательская способность крестьянства была крайне низкой, к тому же оно довольствовалось продуктами натурального домашнего производства. Тяжелая промышленность пострадала меньше, так как работала на государственные заказы. Снижение производства было незначительным, но резко упали темпы роста. За кризисом последовала депрессия. В 1878 г. начался промышленный подъем. Он был обусловлен ростом правительственных заказов в связи с русско-турецкой войной (1877 – 1878), введением пошлин на чугун, железо, повышением других пошлин. С 1881 г. начался новый кризис, который в 1883 г. охватил почти все отрасли. В 1883 – 1887 гг. наблюдалась депрессия. С конца 80-х гг. началось оживление сначала в тяжелой, а затем и в легкой промышленности.

В послереформенные годы началось освоение полезных ископаемых в Донбассе. За 10 лет (1870-1880 гг.) добыча каменного угля и антрацита в Южнорусском горнопромышленном районе возросла в 5,5 раза, а удельный вес региона в общероссийской угледобыче достиг 42,5 %.

Качественный перелом в развитии промышленности начался во второй половине 80-х гг. Он был вызван прежде всего железнодорожным строительством. К 1861 г. в стране насчитывалось менее 2 тыс. км железных дорог. В 1865-1875гг. развернулось бурное железнодорожное строительство. В конце 60-х – начале 70-х гг. строительство железных дорог велось частным капиталом, главным образом акционерным. Значительная часть акционерного капитала принадлежала иностранцам. В 80-х гг. началось строительство железных дорог на средства казны. Одновременно начался выкуп некоторых частных дорог в казну. Если в начале 80-х гг. только 4 % железных дорог принадлежало государству, то к середине 90-х – 60 %.

«Бум» железнодорожного строительства приходится на 90-е гг., когда ежегодно вводилось около 2,5 тыс. км. железных путей. В 1880-1898 гг. была построена Среднеазиатская железная дорога длиной 2,4 тысячи верст. В начале 90-х гг. развернулось строительство Транссибирской магистрали, протяженностью 5 тысяч верст.

Железнодорожное строительство 80 - 90-х годов укрепило национальный рынок, открыло для капитализма самые отдаленные районы. Около 70 % всех перевозок грузов шло по железным дорогам. Железные дороги облегчили миграцию населения на окраины и на заработки. По протяженности железных дорог Россия вышла на 2-е место в мире после США. Однако по густоте сети она по – прежнему значительно отставала от передовых стран мира: в России на 1 тыс. км. 2 приходилось 1,5 км железных дорог, в Англии –100 км., в Германии – 80 км.

Наряду с железнодорожным большое развитие получил и водный транспорт. Быстро рос грузооборот перевозок по внутренним водным путям. Неуклонно возрастало число пароходов (с 0,4 до 2,5 тыс.). По водным путям перевозились главным образом громоздкие грузы, прежде всего лес, а также хлеб. Волга вместе с подходившими к ней в семи пунктах железными дорогами составила единую транспортную систему европейской России.

Железнодорожное строительство сыграло роль локомотива индустриализации России. Строительство железных дорог способствовало развитию добывающей, металлургической, металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности, поскольку предъявляло огромный спрос на металл, уголь, нефть, лес и т.п.

Железнодорожное строительство требовало колоссального количества металла (на 1 км пути в мировой практике использовалось 100 т металла). Рост выплавки чугуна и стали в 1885 - 1899 гг. сопровождался техническим переворотом в производстве. На доменных заводах применялась иностранная техника и технология, реконструировались и технически перевооружались старые металлургические заводы. Урал уступил место Югу России по выплавке чугуна. Значительно выросло потребление каменного угля Донецкого бассейна, где было сосредоточено 70 % добычи угля в стране.

Растет число машиностроительных заводов. Причем машиностроительная промышленность в конце XIX в. приобрела ярко выраженный транспортный характер. Расширяли производственные мощности старые заводы, строились новые: Харьковский и Луганский паровозостроительные заводы, восемь вагоностроительных заводов в Прибалтике, под Москвой, на Урале. Крупнейшим производителем паровозов оставался Коломенский завод.

Быстрыми темпами росло производство современных строительных материалов: цемента, огнеупорного кирпича, черепицы и пр. Качественные перемены происходили в химической промышленности. К 1900 г. потребности внутреннего рынка в основных химических продуктах удовлетворялись почти полностью внутренним производством.

Развитие промышленности несколько замедлило кризис рубежа 80 - 90-х гг., но в 1892 г. начался промышленный подъем. За период с 1885 – 1900 гг. ежегодный темп прироста отраслей тяжелой промышленности был равен 10,6 % по стоимости и 12,9 % в натуральном выражении. Никогда прежде промышленность России не развивалась столь стремительно.

Промышленный подъем сыграл важную роль в складывании отраслевой структуры российской промышленности. Продукция крупной промышленности в целом за 1893 – 1900 гг. выросла почти вдвое, а отраслей тяжелой промышленности – в 3 раза. Численность рабочих в отраслях тяжелой промышленности возросла на 95,9 %. Доля России в мировом промышленном производстве поднялась с 4 % в 1870 г. до 7 % в 1900 г. По основным показателям тяжелой промышленности страна сравнялась с Францией, по выплавке чугуна вышла на 3-е место в мире, по добыче нефти – на 1-е место. По общему объему промышленного производства к началу ХХ в. Россия занимала 4-5 место в мире.

Несмотря на быстрый рост, отставание российской промышленности от развитых стран Запада (США, Англии, Германии и др.) как по технической оснащенности, так и по объемам добычи угля, нефти, производству металла и машин на душу населения оставалось весьма значительным.

Общий объем продукции тяжелой промышленности России в 1896 г. составлял меньше 1/4 всей производимой продукции. Лидирующее место в экономике сохраняла легкая промышленность. Только текстильное производство давало продукции в 1,5 раза больше, чем добыча нефти, угля, полезных ископаемых, металлообрабатывающая и металлургическая промышленность вместе взятые.

Таким образом, были сделаны значительные шаги на пути превращения России из аграрной в аграрно-индустриальную, но завершение процесса индустриализации тормозилось отсутствием достаточной материально-технической базы и пережитками крепостничества.

Развитие российской экономики характеризовалось проникновением иностранного капиталав промышленность. Дешевая рабочая сила, обилие богатейших залежей полезных ископаемых, постоянное повышение пошлин на ввоз товаров – все это обеспечивало высокие прибыли на капитал. В 70-80-е гг. французскому, английскому и бельгийскому капиталу уже принадлежали ключевые позиции в горной и металлургической промышленности Донбасса, Криворожья, Приднепровья, английский капитал в значительной степени захватил в свои руки добычу нефти в Баку. В 1890 г. более 25 % всех акционерных капиталов в стране принадлежали иностранцам.

В середине 90-х гг. XIX в. вопрос о влиянии иностранного капитала в России вызвал острую дискуссию. Сторонники промышленного развития России (С.Ю. Витте, Д.И. Менделеев, П.П. Мигулин, И.Х. Озеров) считали иностранный капитал важным средством наращивания производительных сил страны. Представители помещичьих кругов и некоторые теоретики народничества (С.Ф. Шаранов, С.С. Зив) отрицали положительное воздействие иностранного капитала.

Иностранцы несли в Россию передовые технологии, научные знания и большой производственный опыт. Врастая в местный хозяйственный организм, иностранный капитал все более оказывался в зависимости от общих условий своего существования в нашей стране. Вместе с тем получаемые иностранцами сверхприбыли, невиданные в странах Европы, выкачивались из России.

Развитие внутренней и внешней торговли напрямую было связано с развитием аграрного и промышленного капитализма, с ростом городского населения, с развитием транспорта. По мере развития крупной промышленности и железнодорожного транспорта менялись формы торговли. Ярмарки и базары все больше уступали место стационарной розничной сети в городах. Возрастала роль товарных бирж. Как правило, биржи специализировались на продаже леса, хлеба, строительных материалов.

Усиление товарного характера сельского хозяйства привело к быстрому росту хлебного рынка. Из общего количества продаваемого хлеба примерно 60 % потреблялось внутри страны, а 40 % вывозилось за границу. Еще быстрее развивался рынок промышленных товаров. В стране сформировался устойчивый спрос на машины, орудия сельскохозяйственного труда, продукты нефтепереработки, прежде всего, керосин, ткани, обувь фабричного изготовления. Внутренний торговый оборот России вырос с 2,4 млрд. рублей в 1873 г. до 8,2 млрд. рублей в 1895 г.

В четыре раза выросли обороты внешней торговли России. Главным объектом вывоза был хлеб. За первое пореформенное пятилетие из страны ежегодно вывозилось 86,2 млн. пудов, а за 1891 – 1895 гг. – в 5 раз больше. Во второй половине XIX в. менялась структура экспорта. Если в первые пореформенные годы в экспорте после хлеба шла шерсть, затем лен, масличные семена, сало, пенька, то к середине 90-х гг. после хлеба, который остался на первом месте, второе место занял лес, затем шел лен, экспорт которого увеличился в 3 раза. Значительно увеличился экспорт яиц (в 10 раз) и масла (в 5 раз). В структуре вывоза сельскохозяйственные товары составляли 75 %, а промышленные – 25 %.

Основными статьями импорта в середине 90-х годов были машины, оборудование для промышленности и сельского хозяйства. В целом импорт машин составлял 15 % общей стоимости ввоза. К концу XIX в. несколько сократились закупки хлопка – сырца в связи с развитием хлопкосеющих районов Средней Азии. Немалую долю импорта составляли металл и уголь. Россия импортировала также чай, кофе, какао-бобы, пряности. 75 - 80 % внешнеторгового оборота приходилось на европейские страны – Германию, Англию, Голландию, Францию, Италию, Австрию, а остальные 20 – 25 % - на азиатские страны и США.

Важное значение для внешней торговли имела таможенная политика. Правительство активно защищало внутренний рынок от иностранных товаров. Благодаря протекционистской политике был достигнут активный внешнеторговый баланс. Если в 60-е годы Россия ввозила и вывозила товаров примерно на одинаковую сумму, то в начале 90-х годов вывоз превышал ввоз на 150-230 млн. рублей ежегодно, что создавало условия для накопления золота в стране.

На рубеже 50 - 60-х гг. были внесены изменения в финансовую систему. Было установлено кассовое единство, т.е. все денежные средства государства сосредоточивались в государственном казначействе, реформирована система контроля в области финансов, особое внимание уделялось широкому привлечению иностранного капитала. Начинает складываться капиталистическая кредитная система.В 1860 г. был учрежден Государственный банк, получивший право выдавать краткосрочные ссуды. Средства банка использовались главным образом для нужд казны и ипотечных (под залог земли) ссуд помещикам. В конце 1860 – начале 1870 гг. в банковском деле началась полоса усиленного акционерного учредительства. Бурное развитие промышленности и железнодорожного транспорта требовало крупных капиталов. Возникают частные акционерные банки. Первый акционерный Коммерческий банк возник в 1864 г. в Петербурге. В 1875 г. число акционерных банков составляло 39 и до конца века практически не увеличивалось (в 1900 г. – 43), так как правительство неохотно шло на открытие новых банков. Особенностью России была высокая концентрация банковского капитала: 12 крупнейших банков в 1875 – 1881 гг. охватывали до 75 % всех банковских ресурсов страны. На местах быстро росли общества взаимного кредита (в 1875 г. – 84 общества), резко увеличилось число городских коммерческих банков (235), основывались ссудосберегательные общества. Таким образом, в 60-70-х гг. в России сложилась система учреждений коммерческого кредита.

В этот период быстро росло число различных акционерных обществ, промышленных и торговых компаний. С 1861 г. по 1873 г. в стране возникло 325 акционерных кампаний с капиталом в 796 млн. рублей. Основная масса всего совокупного капитала (более 60 %) сосредоточилась в сфере железнодорожного строительства, что и обусловило ее бурный рост. Вторая волна массового создания коммерческих банков, акционерных обществ связана с промышленным подъемом 90-х гг. В 1894 г. было основано 47 компаний, в 1895-96, в 1896 – уже 120, а в 1898 – 153 компании. Акционерные компании в этот период чаще всего возникали в тяжелой промышленности. Акционерный капитал направлялся, в основном, в промышленное производство, и прежде всего на строительство новых предприятий на Юге Украины, в районе Баку, т.е. в недавно освоенных районах.

Важной чертой российской промышленности была высокая концентрация производства. Использование выработанных на Западе организационных форм и технологии крупнокапиталистического производства, иностранные инвестиции, правительственные заказы и субсидии – все это способствовало возникновению и росту крупных предприятий. Высокий уровень концентрации производства явился одной из предпосылок начавшегося в 80-90-е годы XIX в. процесса монополизации. В первую промышленную монополию России «Союз рельсовых фабрикантов» вошли пять крупнейших металлургических заводов, которые давали до 75 % всего производства рельсов в стране. В 1884 г. были образованы «Союз фабрикантов рельсовых скреплений» и картельное соглашение мостостроительных заводов. В середине 80-х возник синдикат «Брянск-Варшава» - объединение Брянского железоделательного и Варшавского сталелитейного заводов. В 1887 г. был создан синдикат сахарозаводчиков, охвативший вскоре 91 % сахарных заводов. Такой высокой степени объединения в масштабе одной отрасли не было в то время нигде в мире. Всего в 1900 г. в России было создано до 30 картелей и синдикатов, но многие из них создавались на короткий срок и объединяли еще небольшое число заводов. В конце века появились первые признаки сращивания промышленного и банковского капитала.

Бурные темпы промышленного подъема 90-х гг. во многом стали возможны благодаря экономической политике С.Ю. Витте. Ему удалось в 1892-1903 гг., когда он был министром финансов, провести ряд значительных социально-экономических мероприятий.

С.Ю. Витте видел путь буржуазного прогресса в индустриализации страны. Политика индустриализации требовала значительных капиталовложений из бюджета, а финансовая система страны к 1890 годам была почти полностью расстроена, золотые и серебряные деньги практически исчезли из обращения, курс бумажных денег колебался. Для обеспечения финансовой стабилизации Витте использовал различные пути: активный внешнеторговый баланс, внешние займы, увеличение налогов, прежде всего косвенных (на спички, керосин, сахар, водку). В 1895 г. была введена государственная винная монополия, ставшая основной доходной статьей бюджета. При Витте резко возрос оборот Государственного банка. Вырос золотой запас страны (за счет собственной добычи золота, накопления, иностранных кредитов, преимущественно в золоте). Все эти меры позволили стабилизировать рубль и в 1895-1897 гг. провести денежную реформу. В обращение были введены золотые монеты достоинством 5; 7,5; 10 и 15 рублей. Банкноты были в очередной раз девальвированы и стали обмениваться на золото по курсу: 1 кредитный рубль на 66,66 копеек золотом. Был принят жесткий эмиссионный закон. Таким образом, в России был установлен золотой стандарт.

Проведя денежную реформу, Россия обеспечила себе стабильность денежной сферы до первой русской революции (1905 - 1907 гг.). Реформа способствовала укреплению доверия иностранных кредиторов к России и усилила приток в экономику страны иностранного капитала. При С.Ю. Витте привлечение иностранного капитала в промышленность стало частью экономической политики. Он предложил направлять иностранные капиталы на развитие промышленности и банковской сферы, привлекать инвестиции, а не займы, облегчить импорт технологий, разрешить иностранным инвесторам покупать недвижимость и землю. В 1900 г. доля иностранных инвестиций составляла: 70 % в горной промышленности, 72 % - в машиностроении и металлообработке, 31 % - в химической промышленности. К началу XX в. иностранные вложения составляли 45 % всего акционерного капитала.

В последнее десятилетие XIX в. усилился протекционизм с целью ограждения промышленности от иностранной конкуренции. Согласно таможенному тарифу 1891 г. были значительно повышены пошлины на все импортные изделия, особенно на машины, металл, химические товары, хлопок, сахар. Например, на чугун пошлины были увеличены в 10 раз, на рельсы – в 4,5 раза. Политика протекционизма состояла и в том, что русские промышленники получали казенные заказы по ценам выше средних рыночных. Так при размещении заказов на рельсы для Транссибирской железной дороги казна договорилась с русскими капиталистами на поставку рельсов по 2 рубля за пуд, в то время, как английские фирмы соглашались поставить рельсы по 75 копеек за пуд. Протекционизм оказал положительное воздействие на экономику, помогая молодой российской промышленности выдержать конкуренцию развитых капиталистических стран.

Реальным результатом экономической политики С.Ю. Витте стало ускорение развития промышленности и железнодорожного строительства. С.Ю. Витте разрабатывал и меры по укреплению позиций капитализма в сельском хозяйстве. Он предлагал свободный выход крестьян из общины, закрепление общинной земли в частную собственность, разрешение продажи земли. Однако эти меры были расценены как преждевременные и реализованы не были.

Итак, реформы 60 - 70-х гг. XIX в. открыли широкую дорогу новым социально – экономическим отношениям. Россия позднее многих других стран вступила на путь капиталистического развития, что и определило особенности формирования рыночной экономики. Будучи страной второго эшелона капитализма, Россия использовала опыт европейских стран и ускорила процесс экономического развития. Содействовало промышленному подъему и определяло его особенности крупное железнодорожное строительство. Оно дало мощный толчок развитию главных отраслей тяжелой промышленности. Важной чертой российской промышленности была высокая концентрация производства. Для развития рыночной экономики широко использовался иностранный капитал. Вместе с тем, следует иметь ввиду, что в экономике страны сохранялись многочисленные докапиталистические, феодальные пережитки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: