Гипноз: наука или шарлатанство?

Подобно всякому необъяснимому явлению, магнетизм привлекал к себе пристальное внимание и долгое время был окружен ореолом таинственности. История развития этого уникального феномена состояла из периодов восторженного поклонения, сменявшихся временем пренебрежения и даже полного отрицания. Месмер неслучайно нашел поклонников в Париже конца XVIII века. Население предреволюционной Франции как нигде отличалось готовностью к принятию мистицизма настолько, что, казалось, в разуме благонравных жителей этой страны произошел некий переворот к немыслимым ранее категориям. Люди существовали в тревоге, в предчувствии событий, которые должны были сломать все общественные нормы и устои. Пребы-


тайны гипноза, иаи операция на сознании <ф

вание в напряженном ожидании волшебства характерно для определенных периодов развития общества, когда ломаются традиционные устои и начинают формироваться новые. В переходную эпоху люди особенно нуждаются в личности, способной изменить мир.

Властный, рассудительный, умелый целитель, облачивший лечение в красивый спектакль, оказался в нужном месте в нужное время. Страх и неуверенность в будущем, непонимание грядущих событий всегда определяют повышенную внушаемость. Тревожную неопределенность можно устранить, снимая напряжение, как это делал медик Антон Месмер, или доводя до предела, призывая к революции, подобно экзальтированным вождям. Социально нестабильные эпохи часто отмечаются великими открытиями. Именно так произошло с животным магнетизмом, создатель которого покинул «поле боля» после того, как парижане обратились к политике.

Австрийский врач Месмер (1734—1815) превосходно знал философию, теологию, право и увлекался искусством. За два года до отъезда из Вены он защитил докторскую диссертацию на тему влияния планет на организм человека. Основанная на средневековой астрологии, эта работа представляла слушателю доказательства воздействия звезд на характер человека, его судьбу. Таинственная сила, «изливающаяся из небесных


Щ Т4ЯНЫ. Н4Х04КИ. СЕНС4ЦИИ _______________

пространств», якобы способна изменять любое земное явление. Безымянная космическая сила, позже названная флюидом, по словам автора, пронизывает Вселенную вместе с ее обитателями.

Франц Антон Месмер родился в семье лесничего, проживавшего в небольшом городе Ин-цнанг недалеко от Баденского озера. Наделенный, от природы привлекательной внешностью, одаренный многими талантами, имевший мягкую манеру общения, Месмер владел несколькими языками, неплохо сочинял, профессионально разбирался в музыке. В его домашнем театре выступали Гайдн и Глюк; здесь состоялась премьера оперы «Бастьен и Бастьена», написанной двенадцатилетним Вольфгангом Амадеем Моцартом. Доктор близко общался с семьей Моцарта, часто был первым слушателем его произведений. Современники отмечали наличие у Месмера дурных качеств, очевидно, унаследованных от отца, — меркантильности, честолюбия, излишнего интереса к слабому полу, помешавших одаренному человеку достичь высокого положения в обществе. «Преждевременной жертвой страсти и корыстолюбия» назвал Антона Месмера известный маг X. М. Шиллер-Школьник. Брак с богатой пожилой вдовой обеспечил некогда застенчивому и неуклюжему юноше доступ в высшее венское общество, где он имел успех благодаря удивительной расточительности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: