Занятие 8. Метод группировки

3. Понятие о методе группировки

Сводка статистической информации, как правило, не ограничивается получением общих итогов по изучаемой совокупности. Чаще всего исходная информация на этой стадии статистической работы систематизируется, образуются отдельные статистические совокупности, т. е. осуществляется статистическая группировка. Различающиеся между собой единицы статистической совокупности по значениям изучаемого признака можно объединить в группы (по их сходству или различию в существенном отношении).

ГРУППИРОВКА - это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединение изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них признакам.

Иначе говоря, в зависимости от содержания и форм изучаемых признаков статистические группировки образуются или посредством разделения совокупности на отдельные части, характеризующиеся внутренней однородностью и различающиеся между собой рядом признаков, или, благодаря объединению в группы единиц совокупности по типичным признакам. Результатом осуществления этого двуединого процесса является разделенный на группы объект наблюдения.

Располагая информацией, например, по совокупности торговых предприятий, можно осуществить группировку по одному или нескольким из следующих признаков: объему товарооборота, численности работающих, величине основных фондов и др. Признаки, по которым производится распределение единиц наблюдаемой совокупности на группы, называются группировочными признаками, или основанием группировки.

При наличии нескольких признаков у отдельной единицы статистической совокупности ее относят к определенной группе по признаку, имеющему преимущественное значение: кассир и продавец, шофер и грузчик и т. п.; в подобных случаях этих работников относят к конкретной группе по их основной деятельности.

Значение статистических группировок состоит в том, что они раскрывают объективное положение вещей и выявляют самые существенные черты и свойства изучаемых явлений, а также позволяют получать информацию о размерности отдельных групп, соотношении их в общей совокупности и о связях между изучаемыми показателями, характеризующими выделенные части, и признаками, положенными в основу группировки.

4. Виды группировок

Содержание и приемы группировок многообразны. Различны и задачи, выполняемые ими. Однако принято выделять следующие основные задачи, решаемые с помощью метода статистических группировок:

· образование социально-экономических типов явлений;

· изучение строения изучаемых явлений и структурных изменений, происходящих в них;

· выявление связи между изучаемыми признаками.

Для решения этих задач соответственно применяют типологические, структурные и комбинированные группировки. Следует отметить, что приведенная классификация статистических группировок по выполняемым ими задачам имеет некоторую условность, поскольку они на практике применяются в комплексе. Это связано с многогранностью процессов, протекающих в общественной жизни, в том числе и в коммерческой деятельности.

Типологические группировки. Важнейшим их содержанием является выделение из множества признаков, характеризующих изучаемые явления, основных типов в качественно однородные. Типологические группировки широко применяются в экономических, социальных и других исследованиях.

При использовании метода типологических группировок важное значение имеет правильный выбор группировочного признака. При атрибутивном (т.е. качественном) признаке с незначительным разнообразием его значений число групп определяется свойствами изучаемого явления: группировка населения по половозрастному признаку, предприятий торговли - по формам собственности и т.д.

Выделение типов на основе количественного признака состоит в определении групп с учетом значений (величины) изучаемых признаков. При этом очень важно правильно установить интервал группировки, на основе которого количественно различаются одни группы от других, намечаются границы выделения их нового качества. Понятие интервала будет рассмотрено далее.

ПРИМЕР: Определить распределение промышленной продукции, произведенной в различных формах хозяйствования за отчетный период.

Группы предприятий по формам хозяйствования Объем промышленной продукции, млрд. руб. В % к итогу
Государственные с традиционными методами управления 405,0 89,20
Арендные 19,0 4,19
Кооперативные 30,0 6,61
Всего 454,0 100,0

Приведенные данные характеризуют социально-экономический состав промышленной продукции, а также свидетельствуют о различных формах хозяйствования.

Структурные группировки. Выделенные типы явлений с помощью типологической группировки могут изучаться с точки зрения их структуры и состава. При этом используются структурные группировки. Это группировки, используемые для изучения строения изучаемой совокупности. В большинстве своем структурные группировки производятся на основе образования качественно однородных групп, хотя нередко они применяются и без предварительного расчленения совокупности на части.

ПРИМЕР: Сгруппироватьторговые предприятия района по объему товарооборота (в процентах к итогу):

Группа магазинов по объему товарооборота, тыс. руб. Число магазинов Розничный товарооборот Торговая площадь
А      
До 1700 21,87 11,04 18,05
1700-2000 28,13 19,04 21,38
2000-3000 21,87 20,00 19,08
3000-4200 15,63 22,23 19,47
Свыше 4200 12,50 27,51 22,02
Всего 1000,0 100,0 100,0

С помощью структурных группировок изучается, например, состав товарооборота по товарным группам; торговая сеть - по специализации; работники торговли - по профессиям, возрасту, стажу работы, образованию и т. д. Так, группировка по образованию за ряд лет может характеризовать качественные сдвиги в рабочей силе по данному признаку.

Комбинированные группировки. Образование групп по двум и более признакам, взятым в определенном сочетании, называется комбинированной группировкой. При этом группировочные признаки принято располагать, начиная с атрибутивного, в определенной последовательности, исходя из логики взаимосвязи показателей.

5. Принципы выбора группировочного признака

Социально-экономические явления отличаются большим многообразием форм своего развития, и поэтому при группировке встает вопрос о выборе того признака, который адекватен цели исследования и характеру исходной информации. Для осуществления группировки необходимо из множества признаков выбрать определяющие.

Определяющими являются признаки, которые наиболее полно и точно характеризуют изучаемый объект, позволяют выбрать его типичные черты и свойства. Например, торговое предприятие характеризуется различными признаками, каждый из которых имеет определенное значение. Тем не менее, основным, существенным признаком величины предприятия торговли является объем товарооборота, свидетельствующий о концентрации торгового процесса.

Важным моментом при выборе группировочного признака является необходимость учета изменившихся обстоятельств, в которых действует то или иное явление.

Классификация признаков, на основе которых могут производиться статистические группировки:

1. По форме выражения группировочные признаки могут быть атрибутивными, не имеющими количественного значения (профессия, образование и т.д.), и количественными, т.е. признаками, принимающими различные цифровые характеристики (число работающих, величина дохода и т.д.). При этом количественные признаки, в свою очередь, могут быть дискретными (прерывными), значения которых выражаются только целыми числами (число комнат в квартире и т.д.), и непрерывными, принимающими как целые, так и дробные значения (объем проданных населению товаров в стоимостном выражении, сумма издержек обращения).

2. По характеру колеблемости группировочные признаки могут быть альтернативными, которыми одни единицы обладают, а другие - нет (например, поставка товаров в магазин может быть качественной или некачественной), и имеющими множество количественных значений (например, размер торговой площади, величина фонда оплаты труда и т.д,).

3. По той роли, которую играют признаки во взаимосвязи изучаемых явлений, их подразделяют на факторные, воздействующие на другие признаки, и результативные, испытывающие на себе влияние других. Причем в зависимости от сложившихся объективных условий и цели исследования признаки могут меняться ролями. В одних случаях они являются факторными признаками, в других - результативными. Так, с одной стороны, величина прибыли предприятий торговли зависит от качества деятельности их коллективов, с другой - является основным источником дальнейшего расширения всего торгового потенциала. Таким образом, в первом случае прибыль выступает результативным признаком, во втором - факторным.

6. Интервал группировки

Вопрос о числе групп и величине интервала следует решать с учетом множества обстоятельств, прежде всего, исходя из целей исследования, значения изучаемого признака, объема коммерческой деятельности и т.д.

Количество групп во многом зависит от того, какой признак служит основанием группировки. Так, нередко атрибутивные группировочные признаки предопределяют число групп (группировка работников по образованию, продавцов по категориям). По аналогии также расчленяется совокупность по дискретному признаку, изменяющемуся в незначительном диапазоне (при группировке магазинов по числу товарных секций, семей - по числу их членов и др.).

Интервалы групп устанавливаются только при значительной колеблемости дискретного признака (торговая площадь, число работников) и при непрерывно изменяющемся количественном признаке (величина зарплаты, сумма издержек обращения и т. д.).

ПРИМЕР: Проводится статистическое обследование магазинов города. Магазины занимают площади от 6 до 1500 м2.. Для выделения групп по размеру торговой площади магазинов необходимо установить количественные границы (м2) и все магазины распределить по группам в зависимости от размера торговой площади.

Торговая площадь, м2 Количество магазинов
до 15 м2  
16 – 100 м2  
101 – 200 м2  
201 – 400 м2  
401 – 1000 м2  
свыше 1000 м2  

ИНТЕРВАЛ - это значения варьирующего признака, лежащие в определенных границах. Каждый интервал имеет свою величину, верхнюю и нижнюю границы или хотя бы одну из них. Нижней границей интервала называется наименьшее значение признака в интервале, а верхней границей - наибольшее значение признака в интервале. Величина интервала представляет собой разность между верхней и нижней границами.

Под величиной интервала обычно понимают разность между максимальными и минимальными значениями признака в каждой группе. Однако эту величину можно определить как разность между верхними или нижними границами значений признака в смежных группах. Так, разность, определяемая по нижним границам, характеризует предшествующую группу (интервал), а определяемая по верхним границам разность относится к последующей группе (интервалу).

В зависимости от степени колеблемости группировочного признака, характера распределения статистической совокупности устанавливаются интервалы равные или неравные. При равномерной разности между верхней и нижней границами интервалов устанавливаются одинаковые границы во всех группах.

ПРИМЕР: Произведем группировку с выделением пяти групп продавцов по данным об их выработке. Наибольшая производительность труда продавцов составила 180 тыс. руб., а наименьшая - 80 тыс. руб. Разделив размах вариации, т. е. разницу между значениями наибольшего и наименьшего признаков, в нашем случае 180 - 80, на число назначаемых групп (5), определяем величину интервала: 20 тыс. руб. В результате последовательного прибавления этой величины к нижней границе каждой группы получим следующую группировку с равными интервалами:

80 - 100
100 - 120
120 - 140
140 - 160
160 - 180

Число групп тесно связано с объемом совокупности. Здесь нет строго научных приемов, позволяющих решать этот вопрос при любых взаимосвязях названных величин. Всякий раз эта задача решается с учетом конкретных обстоятельств.

Намечаемые при группировке интервалы бывают открытые (у них указана одна граница - верхняя или нижняя) и закрытые (имеющие нижнюю и верхнюю границы). Пример открытого интервала: «Дети до 16 лет»; закрытый интервал: «Старшеклассники 16-17 лет».

Необходимость в открытых интервалах обусловлена большой колеблемостью изучаемого признака, разбросом его количественных значений, требующих образования множества групп, если отделять их обеими границами.

Серединное значение интервалов определяется несколькими приемами.

· Этот показатель можно рассчитать суммированием верхней и нижней границ интервала и делением суммы пополам, т.е. как среднее арифметическое.

· Эти значения также получают прибавлением к серединному значению второго интервала величины равного интервала.

ПРИМЕР: Группы работников магазина по производительности труда обозначаются так:

до 90 тыс. руб.,

90 – 120 тыс. руб.,

120 – 150 тыс. руб.,

150 – 180 тыс. руб.,

свыше 180 тыс. руб.

Величина интервала составляет: 120-90=150-120=180-150=30 тыс. руб.

Серединное значение второго (равного) интервала (120+90)/2=105 тыс. руб.

Вычитая величину равного интервала из серединного значения второго интервала, будем иметь середину первого (105 – 30=75), а середина последнего, открытого интервала определяется прибавлением длины интервала к середине интервала из предпоследней группы (165 + 30 = 195).

! Общие выводы к изученной теме

· Статистическая сводка является важной частью статистического исследования. Она позволяет систематизировать единичные факты и делать обобщения относительно всей совокупности.

· Группировка – это процесс образования однородных групп из единиц изучаемой совокупности на основе существенных признаков.

· Для создания группировки необходимо выбрать определяющие признаки, которые наиболее точно и полно характеризуют изучаемый объект.

· Интервал группы – это значение варьирующего признака, лежащее в определенных границах.

? Вопросы для самопроверки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow